Ну, скажем, на каждую деревню – по больнице или фельдшерско-акушерскому пункту (ФАПу). В действительности же все по-другому.
Безысходность
Есть такое понятие – оптимизация, когда небольшие и чаще всего убыточные учреждения соединяют с более крупными. Закрывают сельские и поселковые больницы или их отделения, лаборатории, ФАПы. Все услуги переводят в район.
Вроде бы выгода налицо – экономия бюджетных средств на аренде помещения или оплате коммунальных услуг, оборудовании, сокращении персонала, особенно управленческого. А на деле что получается? За любой справкой, рецептом, консультацией или анализом житель села должен ехать в район или даже дальше. Например, чусовлянин Алексей К. постоянно возит внука, страдающего тяжелым заболеванием, на консультации в Пермь. Он спрашивает: если государство не смогло обеспечить его родной город необходимым специалистом, то почему оно не берет на себя транспортные расходы?
Многодетной маме Елене Черноусовой из д. Каменка, Верещагинского района, в детскую районную поликлинику добираться легче, поскольку туда ходит автобус. Но в Верещагино ее не принимают. Говорят, что в 6 км от ее деревни, в п. Зюкайка, есть больница. Но из Каменки в Зюкайку общественный транспорт не ходит! Пешком с ребятишками (а их у Елены шестеро) ей не добраться. Такси нанимать не на что.
И подобных примеров в почте редакции немало. Так что для чиновников это оптимизация, а для людей, живущих в глубинке, – сплошной пессимизм. А зачастую – безысходность.
На бумаге и в жизни
Лидия Трофимова, жительница Чермоза, бывшая школьная учительница, когда-то получила серьезную травму позвоночника. Шла с работы с пачками тетрадей в руках, поскользнулась и упала. А сейчас у нее проблема со зрением. Надо ехать на операцию в краевую больницу. Все анализы для этого необходимо сдать в районной поликлинике в Ильинске, который расположен в 73 км от Чермоза. Это полтора часа езды на автобусе. Стоимость билета в один конец – 150 руб. Получается, что каждая справка, каждый анализ стоят любому чермозянину 300 руб. А если человек работает и ему приходится брать увольнение, то к этому добавляется и потерянная оплата рабочего дня.
Для человека с травмой позвоночника такие поездки не очень-то легки. Но в прош-лом году Лидия Григорьевна преодолела эти расстояния, сдала все анализы. А операцию по не зависящей от нее причине отложили. В этом году нужно готовить свежие документы. Но теперь за анализами ее посылают в Пермь – за 160 км. Якобы районная больница задолжала какие-то платежи, и теперь с ней краевая лаборатория прекратила договор. Но ехать с травмой позвоночника по колдобинам за анализами в краевой центр женщина не в состоянии. А в пермскую больницу без первичных анализов ее не берут. Хотя на практике поступившего больного все равно обследуют снова. Из-за этих непреодолимых обстоятельств бывшая учительница может совсем потерять зрение.
- У нас вообще сейчас больницы как таковой нет, – рассказывает другой чермозянин – пенсионер Виктор Качусов. – Два-три года назад стационар закрыли. Оставили небольшое помещение на пять коек в бывшем складе. Да и его обслуживают одни пенсионеры. Однажды они скажут: «все, мы больше не можем работать, уходим на заслуженный отдых». И что нам тогда делать? У нас и так гибнут люди, которых можно было бы здесь выходить. А их приходится везти за 80 км. Вот недавно умер бывший тракторист Николай Суханов. У него был инфаркт, его нельзя было транспортировать. А его повезли в Ильинск.
Жители этого небольшого городка высказали к медикам немало претензий. Но когда они обратились в краевой минздрав, им пришел ответ: «Жалоб от жителей Чермоза на оказание медицинской помощи в адрес главврача Ильинской центральной районной больницы не поступало».
Почему? Потому что люди терпят до последнего и не жалуются? Или потому что чиновники на местах скрывают истинную картину от вышестоящего руководства?
Будут деньги?
И вот теперь очередь на оптимизацию медобслуживания дошла до Перми. Все муниципальные учреждения здравоохранения с полным комплексом зданий и сооружений передали в собственность краевого Минздрава. Такая схема действует в 89% российских субъектов. Процесс передачи полномочий начался еще в 2012 г. Сейчас муниципалитет будет лишь создавать условия для оказания медпомощи населению. А сама ее организация, улучшение качества оказания услуг с этого момента находятся в ведении минздрава Пермского края.
Но что все эти пертурбации дадут нам? Есть надежда, что появится возможность финансирования ремонта и переоборудования зданий медучреждений из краевого и федерального бюджетов. К примеру, Пермская поликлиника № 1 располагается в пяти зданиях, которые разбросаны по всему городу. Центральный офис лечебного заведения по ул. Кирова, 45, давно требует неотложного ремонта, но деньги на него никак не найдут. Может быть, теперь край найдет средства на реконструкцию поликлиники?
Возможно, централизация управления исключит самоуправство администраторов на местах. На это тоже часто жалуются наши читатели. Но приблизят ли эти довольно формальные новшества медуслуги к жителям Перми? Время покажет.
Комментарии
Людмила Чудинова, первый зам. министра здравоохранения Пермского края:
- Эта реформа позволит сформировать оптимальную систему оказания медпомощи во всем крае, сконцентрировать ресурсы и повысить качество оказываемых медицинских услуг.
В составе Минздрава края создано 8 подразделений, каждое из которых курирует учреждения здравоохранения в соответствии с расположением и зоной обслуживания. Тем самым обеспечивается преемственность оказания медпомощи. Изменения должны улучшить качество обслуживания пациентов. Фактически произойдет увеличение зоны ответственности подразделений Мин-здрава, лучше будут решаться вопросы транспортировки больных, внедрения единых технологий оказания медпомощи, координации действий между лечебными учреждениями.
Евгений Козьминых, директор Пермского правозащитного центра:
- Передача медучреждений от муниципалитетов в краевое подчинение, думаю, для пациентов ничего не должна поменять. Обслуживание не зависит от того, в чьей собственности находится поликлиника или больница. Положительный момент вижу в том, что управление медучреждениями будет централизовано, а финансирование начнется из краевого бюджета. Однако это вряд ли решит те проблемы в медобслуживании людей, которые были и остаются. По качеству и доступности услуг по-прежнему много жалоб. Правда, меньше стало обращений, что невозможно попасть к врачам общей практики, к узким специалистам. Электронная запись все же помогла снять напряжение. Остались жалобы на качество обслуживания. В этом направлении и следует медикам работать.