Развод родителей и их новый брак представляют собой причину возникновения различных симптомов, которые заставляют обращаться родителей за профессиональной психологической помощью. Симптомы описаны в многочисленной литературе: беспокойство, обжорство, бессонница, проблемы с дисциплиной, воровство, психосоматические симптомы. Почти у каждого ребенка наблюдается возрастание агрессивного потенциала.
В последние годы появились работы, рассматривающие причиной появления симптомов не столько сам развод, сколько конфликтные отношения родителей, которые после развода либо усиливаются, либо возрастают вновь. Бывает, что «симптомы развода» появляются у детей в конфликтных семьях, зачастую несут подсознательную функцию отвлечения родителей от их проблем и предложение заняться ребенком сообща. Вид и тяжесть внешних симптомов еще ничего не говорят ни о характере проблемы страдания ребенка, ни о воздействии этой проблемы на настоящее и будущее его.
С психоаналитической точки зрения главную роль для такого заключения играют конфликты, которые скрываются за симптомами, или, иначе говоря, бессознательное значение симптомов. Следует понять проблемы каждого конкретного ребенка, какое значение имеет именно его способ реагирования. И тогда становится возможным определение формы помощи этому ребенку.
Чаще всего дети испытывают печаль, гнев, чувство вины и страх. Ребенок испытывает печаль, если испытывает боль от сознания, что сам он не очень важен и недостаточно любим уходящим из семьи родителем. Беспомощность как-то помешать разводу приводит печаль к гневу, который может быть направлен на обоих родителей, на одного из них или на себя.
С уходом одного из родителей превращаются в реальность архаические страхи перед разлукой и потерей любви. Развод представляется наказанием за плохое поведение, за недостаточные успехи, за запретные агрессивные мысли в адрес родителей. Развитие чувства вины за развод родителей является скорее правилом, чем исключением. Чувство вины порождает страх перед расплатой и силой собственной власти. К ним прибавляется еще один: потерять и второго родителя. «Позитивные изменения» в поведении ребенка после развода часто являются следствием этого страха.
Это не просто вероятные реакции, которые следует ожидать, а ребенок должен реагировать одной из этих форм, если он психически здоров и на предыдущих этапах развития выстроил отношения с родителями. Такие психические реакции, с одной стороны, показывают душевные страдания, с другой - в этой форме они не представляют собой угрозы существованию, содержат резерв для работы с проблемой.
Печаль помогает примириться с потерей, гнев содержит шанс катарсиса. И во власти родителей и других взрослых помочь ребенку понять, что развод хотя и «заставил мир пошатнуться, но не опрокинул его». Если зримые реакции отсутствуют, то это имеет тяжелые последствия для преодоления душевного кризиса.