Треть краевого бюджета, или более 20 миллиардов рублей в год, идёт на здравоохранение: на работу 150 стационаров и 200 поликлиник. Трудятся в них более 13 тысяч врачей и 30 тысяч медсестёр.
Цифры впечатляющие. И всё-таки проблем в медицине хватает. Вполне закономерно, что их решение выделено в правительстве Пермского края в особый блок «Реформа здравоохранения».
НА ПЕРЕПУТЬЕ
Курирует реформу вице-премьер Анатолий Зубарев. Выбор не случаен. Человек, много лет стоявший у руля краевой медицины, лучше других знает все её тонкости. По словам вице-премьера, основная проблема нашего здравоохранения в том, что до сих пор нет чёткого представления, по какому пути развиваться.
- Мы и от прежней социалистической модели не отказались, и полностью перевести медицину на рыночные рельсы не решаемся, - констатирует Анатолий Зубарев. - Плюс хроническое недофинансирование. В итоге за последние десятилетия в здравоохранении накопился приличный дефицит средств.
Например, программа обязательного медицинского страхования в Пермском крае из года в год принимается с дефицитом в 7 миллиардов рублей от федеральных нормативов. То есть сегодня мы налоги платим «на троечку», а лечиться хотим «на пятёрку», по лучшим стандартам. И то, что подавляющее большинство регионов России живут точно так же, не успокаивает. Стоять на перепутье можно, но недолго. Ведь речь идёт о здоровье людей. И Анатолий Зубарев прав, настраивая на реформе здравоохранения.
ОТ КОЛИЧЕСТВА - К КАЧЕСТВУ
Цель реформы - создать систему, максимально ориентированную на пациента. Сейчас, к сожалению, наоборот.
- За человека решается, где он будет лечиться, страховаться. Это неправильно, - уверен Анатолий Зубарев. - Право выбора должно быть у пациента.
Важный шаг - изменение системы финансирования, когда власть платила за объёмные показатели. Чем больше было больных людей - тем больше денег получало медучреждение. Проще говоря, поликлиникам и больницам выздоровление пациентов было невыгодно. Как говорится, если больной ходячий, это ещё не значит, что врач - лечащий.
Чтобы уйти от такого подхода, с 2008 года в Пермском крае поликлиникам стали выдаваться средства на всех прикреплённых к ней жителей, не важно, больных или здоровых. Если лечат хорошо и жители меньше болеют, то больше средств остаётся у лечебного учреждения.
Годом ранее в Пермском крае ввели одноканальную систему финансирования. Это значит, что все бюджетные средства пошли в здравоохранение через фонд ОМС. В результате появилась возможность через конкурс размещать государственный заказ в медучреждениях разных форм собственности. То есть жители смогли бесплатно лечиться в современных частных клиниках.
КОНТРОЛЬ ЗА СТРАХОВЫМИ КОМПАНИЯМИ
Участковые врачи считают, что подход - во главе здравоохранения должен быть пациент - правильный. Например, Ирина Дозморова, участковый из Индустриального района г. Перми, уверена:
- Врач должен быть приближен к пациенту. Например, каждый мой пациент имеет номер моего телефона. Нельзя так, чтобы пациент получил услугу и ушёл.
Анатолий Зубарев поясняет:
- Мы стараемся заинтересовать участкового врача в том, чтобы прикреплённое к нему население не болело.
Однако, по его словам, здесь есть и риски, когда участковые врачи искусственно сдерживают госпитализацию пациента. Здесь должна работать система штрафных санкций. Слово - за страховыми компаниями. В случае обнаружения злоупотребления - жёсткие санкции.
Также для того, чтобы система не давала сбоев, федеральное законодательство теперь позволяет работающему населению самостоятельно выбирать страховую компанию для получения полиса ОМС.
Для справки:
Клиенты выбирают тех страховщиков, которые лучше защищают права пациентов. Сейчас на сайте краевого фонда ОМС страховые компании ранжированы по принципу: сколько жалоб населения к ним поступило и сколько страховщики удовлетворили.
СТИМУЛ НУЖЕН
Пациент главный - это хорошо. Но реформа здравоохранения провалится без активного участия в ней самих врачей. Пять лет назад фельдшера, участковые врачи, педиатры, врачи скорой помощи и средний медперсонал, работающий с вышеперечисленными специалистами, начали получать доплаты из федерального бюджета. В 2008 году к ним присоединились и хирурги. В середине 2009 года финансирование федеральной программы по группе «специалисты-хирурги» прекратилось. И тогда по инициативе Олега Чиркунова было принято решение продолжить выплаты за счёт краевого бюджета. Результат не заставил себя ждать. Во-первых, сократились сроки ожидания операции. Во-вторых, снизилось число послеоперационных осложнений.
- Стала чётко прослеживаться дисциплинирующая составляющая, - говорит заведующий хирургическим отделением Кунгурской ЦГБ Георгий Семков. - За последние два года существенно возросла оперативная активность. Соответственно, у пациентов увеличилась доступность к операциям. Потому что сократились сроки ожидания операции. Уменьшилось количество послеоперационных осложнений. Да и жалоб на врачей практически не стало. Выгодно пациентам. Выгодно врачам.
КСТАТИ
В 2011 году должна вырасти заработная плата узких специалистов. Средства планируется получить из Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Более 5,5 миллиарда рублей в течение 2011-2012 годов будут направлены на реализацию региональной программы модернизации здравоохранения.