Примерное время чтения: 7 минут
472

Долг никто не спишет. Как аферисты продолжают выуживать у людей деньги?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ-Прикамье 10/08/2022

Очередная волна мошенничества обрушилась на страну. Не стал исключением и Пермский край. Уловки аферистов становятся всё более изощрёнными. Жертвами мошенников становятся даже сотрудники банка! Но главной аудиторией злоумышленников остаются пенсионеры.

Единственный способ не попасться на уловки аферистов – знать все их подлые способы и соблюдать правила безопасности. Особенно внимательными нужно быть сейчас, когда мошенники стали использовать новые методы обмана. Рассказываем, как обезопасить себя и напоминаем о самых популярных приёмах аферистов.

Голосовой от «банка»

В редакцию поступило уже несколько сообщений от пермяков, которые рассказали о новом способе мошенничества. Им звонили с номеров, начинающихся с кода Москвы – 495. Неизвестные представлялись сотрудниками банка, а после включали голосовые помощники, которые извещали о смене или отключении телефонного номера клиента. Услышав такой вариант продолжения разговора, люди почти верили, что проблема реальна. А многие доверяют аферистам и теряют деньги.

В пресс-службе Отделения Пермь Банка России нам сообщили, что этот вид телефонного мошенничества только набирает популярность.

«Злоумышленники звонят гражданам под видом сотрудников банков или службы поддержки оператора сотовой связи и сообщают либо о поступлении заявки на изменение телефонного номера, либо о скором отключении номера абонента. При этом они активно используют IP-телефонию для подмены номеров входящих звонков и голосовых помощников, – уточнили в пресс-службе».

Мошенники с помощью голосового помощника сообщают, что для отмены заявки на отключение номера нужно набрать на мобильном телефоне определённую комбинацию цифр. Или же просят переоформить договор об оказании услуг связи, поменять тарифный план на более выгодный. Они также могут предложить отключить платные и ненужные услуги. Спросите, как же они крадут деньги? Легко!

«Набрав цифровую комбинацию или код из поступившего СМС, человек подключает переадресацию звонков и текстовых сообщений (в том числе с СМС-кодами от банка) на номера мошенников. Кроме этого, аферисты могут получить доступ к личному кабинету мобильного оператора. В итоге мошенникам становится доступно дистанционное управление банковским счётом для последующего хищения денег», – объясняют схему мошенничества в Центробанке.

Набрав цифровую комбинацию или код из поступившего СМС, человек подключает переадресацию звонков и текстовых сообщений (в том числе с СМС-кодами от банка) на номера мошенников. Кроме этого, аферисты могут получить доступ к личному кабинету мобильного оператора. В итоге мошенникам становится доступно дистанционное управление банковским счётом для последующего хищения денег

Если вам поступил такой звонок, немедленно прервите разговор. Если вы не сделали этого сразу и вам уже пришёл СМС-код от личного кабинета, не сообщайте его.

«Не вводите предлагаемые мошенниками комбинации цифр. Если возникли вопросы, самостоятельно позвоните в службу поддержки банка или мобильного оператора по номерам, которые указаны на их официальных сайтах», – советуют в Отделении Пермь Банка России.

Мессенджеры не дремлют

Ещё один новый способ – сообщения и звонки в мессенджерах.

Банки уже называют этот вариант мошенничества трендом сезона. По словам экспертов, аферисты регистрируют аккаунты в мессенджерах через виртуальные SIM-карты, причём зачастую зарубежных операторов. Начало таких номеров похоже на наше: +84 95…; +49… и т.д. Но мошенники также могут переименовывать номера. То есть при поступлении звонка на экране может, к примеру, высветится название «Центробанк». Человек берёт трубку, а дальше всё идёт по старой мошеннической схеме: злоумышленники начинают убеждать, что они сотрудники банка, что деньги клиента в опасности и их срочно нужно перевести. Или же уверяют, что для сбережения денег нужно оформить кредит. Последнее звучит совсем неправдоподобно, но человек может не сориентироваться быстро и поверить лжебанкиру, выполнив его рекомендации.

Обезопасить себя приложением «Антиспам» при такой схеме не выйдет. Единственный способ – не отвечать и не перезванивать, а также запретить входящие звонки с неизвестных номеров. Такая функция есть в  настройках Telegram и Viber.

Многие возмущаются: откуда же мой номер у мошенников? В наше время способов утечки номеров масса. Если вы когда-то указывали свой телефон на странице в соцсетях или при регистрации на каком-то сайте, то, скорее всего, вы уже в базе мошенников. Сайты и приложения взламывают, данные утекают. А ещё есть недобросовестные сотрудники различных организаций, которые сливают номера злоумышленникам за деньги или просто скидывают в сеть.

Правоохранители и Центробанк стараются бороться с мошенниками, но случаев так много, что это почти невозможно. К тому же, некоторые методы расследования таких случаев давно отстали от жизни. Вот пример. Одна из наших читательниц стала жертвой мошенничества. Обратилась в полицию, сказала, что у неё есть записи телефонных звонков с аферистами. А в полиции ей сказали, что смогут приобщить эти материалы к делу только при условии, что девушка принесёт им записи на CD – такие правила. И это в век технологий! В то время, когда мошенники используют IP-телефонию для подмены номеров, наши правоохранители могут принимать улики только на устаревших носителях. То есть пермячке сейчас надо найти где-то компакт-диск, а потом ещё и компьютер с пишущим дисководом. Назад, в прошлое!

Коварные соцсети

Современные бабушки и дедушки давно зарегистрировались в соцсетях. Они лайкают фотографии внуков, выкладывают снимки урожая, общаются друг с другом, комментируют посты в пабликах. Словом, ведут активную жизнь в сети. Но вот беда: соцсети тоже пестрят сообщениями от мошенников. Листая ленту, можно натолкнуться на массу лжесообщений. Один из популярных в последнее время способов обмана – информация о списании долгов по кредитам.

Пожилые люди не так часто берут займы, но порой помогают детям и внукам. Увидев сообщение о возможности избавиться от долгов по ипотеке или кредиту, они могут попасть в ловушку мошенников. Вот пример записи, которая гуляет по соцсетям (см. иллюстрацию). Кстати, с аналогичными предложениями жителям также звонят по телефону. На самом деле никаких госпрограмм или новых законов, благодаря которым можно без последствий списать долги по кредитам или займам, нет в природе! Не доверяйте ничему, что кажется чудом и спасением финансов. И помните: банки никогда не связываются с клиентами для решения денежных вопросов. Такие вопросы решаются только в отделениях. Есть сомнения? Позвоните в банк сами.

Три совета детям и внукам

Увидели информацию об очередном виде мошенничества – расскажите об этом своим пожилым родственникам.

Объясните им всё так, чтобы они поняли. Нам может казаться, что все мошеннические способы очевидны и о них легко догадаться сразу. Но люди старшего поколения не столь смекалисты и зачастую более наивны. Позаботьтесь о них. Покажите примеры, зачитайте новости об уже обманутых людях. Проговорите план действий. Пусть ваши старшие родственники запомнят, как им надо действовать при поступлении подозрительного звонка или сообщения.

Обезопасьте гаджеты родных.

Бабушки и дедушки бывают прогрессивными, но молодёжь всё равно разбирается в технологиях лучше. Установите на смартфоны родственников приложение «Антиспам» (или подключите аналогичную услугу у оператора). Отправьте в спам все подозрительные номера, с которых уже поступали звонки. Проверьте, корректно ли работает антивирус.

Если у ваших пожилых родных обычный кнопочный мобильник, то научите их не открывать подозрительные сообщения. Выпишите на бумажку номера, с которых могут звонить мошенники и передайте родственникам (к примеру, начинающиеся с 8-809; 495; все длинные номера лучше вообще игнорировать).

Сберегите средства.

Подключите проверку операций. Такая функция есть у многих банков. Если ваш родственник начнёт переводить кому-то деньги, вам придёт уведомление. И тогда вы сможете отменить операцию, если посчитаете её подозрительной.

Один из верных способов обезопасить средства – не хранить много денег на карте. Заведите родным вклады с ограничением снятия. Так их средства не пропадут.

Фото: АиФ

 

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах