Примерное время чтения: 15 минут
6652

Нельзя забыть. Что изменилось спустя год после резни в пермской школе

Сюжет Вооруженное нападение на пермскую школу, есть пострадавшие
В школе, где произошло ЧП, как и раньше, идут уроки.
В школе, где произошло ЧП, как и раньше, идут уроки. / Ольга Семёнова / АиФ

15 января 2018 года – в первый день после новогодних каникул – в пермской школе произошло ЧП. Двое подростков напали с ножами на учеников 4-го класса и их учителя. 

С того дня прошёл ровно год.

После трагедии, которая всполошила общественность, возникло много вопросов. Кто виноват в произошедшем? Как не допустить повторения событий? Насколько безопасно в школах? Как помочь трудным подросткам и предотвратить их агрессию?

Спустя год после происшествия «АиФ-Прикамье» разбирается, что изменилось в Пермском крае и какова судьба участников тех событий.

Учителя-герои

В школе стараются забыть о том жутком дне.

Пострадавшая учительница Наталия Шагулина, получившая 17 ножевых ранений, закрывая собой детей, ещё в больнице обратилась к пермякам. Она поблагодарила их за неравнодушие, а после попросила не тревожить её и её близких:

«Прошу уважать моё желание не встречаться с журналистами и не давать интервью о ситуации, которую я бы хотела оставить в прошлом. Также прошу не обращаться с подобными предложениями к моим родным и близким. Благодарю за уважение ко мне и моей семье».

Смелой женщине вручили медаль «За отвагу». Но мало кто знает, что в тот день героизм проявила ещё одна педагог школы.

Когда раненые дети и Наталия Шагулина смогли выбежать из класса, нападавшие устроили пожар и попытались убить друг друга. В этот момент в класс вошла учительница. Увидев языки пламени, ползущие по жалюзи на окнах, она схватила тяжёлый кулер и залила огонь. Женщина пыталась отговорить подростков убивать друг друга. А потом зажимала руками раны на шее, чтобы спасти им жизнь. Она оставалась с ними в классе до приезда полиции и скорой помощи.

В это время убежавшие вниз раненые дети и их классный педагог тоже истекали кровью.

Только чудом в тот жуткий день никто не погиб.

Помощь психологов

Как можно скорее прийти в себя и забыть страшный день – вот о чём мечтали тогда ученики и их родители, учителя и администрация школы. С ними несколько недель работали психологи. Случившееся шокировало всех и стало мрачной страницей в истории образовательного учреждения. Пережить и двигаться дальше – до сих пор главное пожелание всех, кого не обошло стороной происшествие.

Наталия Шагулина месяц провела в больнице. После восстановления она вновь вышла работать в школу. Вместе с учениками она съездила летом на отдых в «Артек». 

Теперь пережившие нападение школьники учатся уже в пятом классе. Наталия Шагулина взяла первоклассников.

«Школа живёт своей нормальной жизнью. Дети учатся, растут, показывают хорошие результаты на олимпиадах…» – говорит директор школы Татьяна Цейтлина.

Строго по пропускам

Корреспондент «АиФ-Прикамье» побывал в школе вечером накануне годовщины нападения.

В холле раздаются отголоски радостного гомона младшеклассников: началась перемена. Над крыльцом школы приветливо мерцает новогодняя ёлка: здесь ещё не сняли праздничные украшения. В стеклянном фойе переобувают сменку ученики.

14 января в школе ещё не убрали новогодние украшения.
14 января в школе ещё не убрали новогодние украшения. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

После вестибюля входящих в школу встречает рамка металлоискателя, затем – два турникета, светящихся красными огоньками. У каждого учителя и ученика – индивидуальный пропуск. Без него турникеты миновать нельзя. Не пропускают даже родителей (исключение – родительские собрания). Если к кому-то из педагогического состава пришли, охранник на посту спросит имя и фамилию педагога, а также причину визита. После этого наберёт по мобильному учителя и сообщит о приходе гостя, ожидающего в фойе. Тогда педагог спустится.

Перед охранником - мониторы с трансляцией с камер видеонаблюдения и тревожные кнопки.
Перед охранником - мониторы с трансляцией с камер видеонаблюдения и тревожные кнопки. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Некоторых пускают, но по предварительной договорённости и по согласованию с руководством: заранее готовят список с ФИО и целью визита, который передают охраннику. Каждый такой приходящий должен предъявить паспорт для записи в журнале посещений. Его тут же, около поста охраны, встречает дежурный педагог – так называемое «адресное сопровождение». Он и провожает гостя до нужного кабинета.

В телефоне каждого учителя есть тревожная кнопка.
В телефоне каждого учителя есть тревожная кнопка. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

На посту охраны – два больших монитора, где в режиме онлайн транслируются записи камер наблюдения. Под правой рукой охранника – стационарный телефон, под левой – тревожные кнопки. А ещё у всего педагогического состава в мобильных телефонах установлено приложение с кнопкой «SOS».

Большинство из всех вышеперечисленных пунктов контроля в школе были уже давно. После ЧП систему усилили: появились дополнительные камеры видеонаблюдения, эвакуационные выходы оснастили подключёнными к автоматической сигнализации электромагнитными замками. Завершают установку электронной пропускной системы на калитках и воротах учебного заведения. А ещё сменили частное охранное предприятие, обеспечивающее безопасность школы...

Одно неверное решение

В роковой день, когда нападавшие переступили порог школы, на проходной дежурила женщина-охранник. Ученика, предъявившего пропуск, она впустила. У второго подростка его не было, однако и он вошёл внутрь: охранница открыла турникет, сделав пометку в журнале посещений. Дети не вызвали подозрение.

Теперь эта сотрудница охранного предприятия – фигурант уголовного дела. Её обвинили в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности. На днях должна решиться судьба женщины: ей либо предъявят окончательное обвинение, либо прекратят её уголовное преследование. 

16 января 2018 года, на следующий же день после трагедии, школы Прикамья охватила волна проверок.

«С 16 по 19 января Министерство образования и науки края организовало внеплановые проверки всех школ региона на предмет технической оснащённости, организации работы охранных постов. С марта по июнь 2018 года проведены проверки по качеству оказания охранных услуг на объектах образования. В сентябре 2018 года проведены профилактические мероприятия, направленные на обучение действиям детей и сотрудников образовательных учреждений в чрезвычайных ситуациях», – рапортовали «АиФ-Прикамье» в Минобре.

К учебному году 2018-2019 в 428 образовательных учреждениях отремонтировали и установили новые системы видеонаблюдения. В 196 школах привели в порядок ограждения. Ещё в 127 – установили системы контроля и управления доступом.

С учениками и педагогами провели инструктажи по вопросам антитеррористической безопасности, тренировки по организации действий в ЧС. Для учителей также провели семинары по безопасности жизни и здоровья детей, профилактике негативных явлений в детской и подростковой среде, выявлению детского и семейного неблагополучия.

В фойе помимо охранника постоянно находится дежурный учитель.
В фойе помимо охранника постоянно находится дежурный учитель. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

«Происшествие в школе стало импульсом для дальнейшего совершенствования системы безопасности в образовательных учреждениях города. За год проделали серьёзную работу, сейчас все школы оснащены современными системами безопасности (турникеты с картами школьника, видеонаблюдения – наружное и внутреннее, система контроля управления доступом, охранная и пожарная сигнализация), в городе запустили пилотный проект – «кластер безопасности». Действия администрации и сотрудников школы, где произошло ЧП, как и в других учебных заведениях города, включают в себя два основных направления деятельности: усиление работы психолого-педагогической службы, а также техническое дооснащение систем безопасности», – рассказали «АиФ-Прикамье» в департаменте образования Перми.

В конце 2018 года в крае провели ещё одну волну проверок – по качеству оказания охранных услуг. Смотрели, как в школах соблюдается пропускной режим, умеют ли охранники правильно действовать в случае угрозы ЧС, могут ли оказать первую медицинскую помощь.

В Минобре также говорят, что все новые школы в крае строят с учётом жёстких требований к безопасности: устанавливают охранно-тревожные сигнализации и системы контроля и управления доступом всех входов, систему охранного телевидения, автоматическую пожарную сигнализацию с извещателями…

Тревожные сигналы

В январе прошлого года как никогда стало понятно: от трудных подростков нельзя отгораживаться стенами и турникетами. После трагедии неоднократно говорили: почему никто ничего не делал с парнями до того, как они решились на зверский поступок?

Зачинщик резни ещё в младших классах вёл себя странно и проявлял агрессию. По словам одноклассников, в подростковом возрасте начал употреблять наркотики. Уже в девятом классе (последнем, что подросток провёл в школе) он учился по индивидуальной программе. Выяснилось, что юноша неоднократно бывал в психиатрической больнице…

18 декабря 2018 года на заседание суда, где ему выносили приговор, он пришёл в медицинской маске: прятал лицо. В такой же – его отец. Подростку дали почти максимальный срок – 9 лет и 8 месяцев лишения свободы. Суд признал его виновным в покушении на убийство 30 человек, повреждении имущества школы и нападении на охранника (оно было ещё в 2017 году). Приговор он выслушивал равнодушно, будто совсем не раскаивался в совершённом поступке. Вздохнул лишь раз – когда судья назвал суммы исков пострадавших. А 30 января стало известно, что защита осуждённого не согласна с приговором: посчитала слишком суровым. Адвокат подростка попытается оспорить решение суда.

Второй участник нападения, на тот момент десятиклассник, всем казался скромным и спокойным учеником. Как рассказывали после трагедии знакомые с ситуацией люди, когда его привезли в больницу после ЧП, он лежал на соседнем операционном столе рядом с пострадавшей учительницей и кричал: «Я детей не резал!». Однако один из учеников, получивший серьёзные травмы, говорил, что ранения ему нанёс именно он. Где правда –выяснит следствие и суд. 

После случившегося эксперты выявили у мальчика психические расстройства. После принудительного лечения в клинике провели повторную экспертизу, которая признала его вменяемым. 11 января ему продлили содержание в следственном изоляторе до 14 марта. На заседании он не закрывал лицо. В скором времени подростка ждёт отдельный судебный процесс и свой приговор.

После ЧП в Прикамье прозвучало много громких фраз: и о вредоносности интернета, и о блокировке опасных сообществ в соцсетях, и о необходимости чуть ли не тотального контроля над детьми и их родителями, и о многоуровневой системе оказания психологической помощи детям…

В прошлом году губернатор Пермского края Максим Решетников в одном из интервью заявил, что трудных подростков надо контролировать до 25 лет. Комментируя ситуацию, которая произошла в пермской школе, он сказал, что обсудит с федеральным Минздравом вопрос раскрытия информации о состоянии психического здоровья трудных подростков. Он аргументировал это тем, что, «предельно защитив права одного ребёнка, под угрозу поставили интересы группы детей».

За 2018 года в Прикамье создали единую информационную систему по выявлению детей, находящихся в группе риска социально опасного положения. Её уже протестировали в нескольких пермских школах. Результат показал, что у 8% детей обнаружили различные признаки неблагополучия, требующие оказания помощи семье и ребёнку. Причём оказалось, что ранее педагоги на подобные факты не обращали внимание или не относили случаи к группе риска. Во всех образовательных учреждениях края систему планируют запустить в учебном году 2019-2020.

Ещё одно нововведение – формирование трёхуровневой модели оказания психологической помощи подросткам и их семьям. Суть в том, что на школьном уровне родители могут получать консультации от психологов по особенностям организации учебного процесса, досуговой деятельности ребёнка, по налаживанию его контактов со сверстниками. Второй уровень – возможность обращаться в межмуниципальные психологические центры, третий – в краевую психологическую службу.

Краевые власти повторяют, что держат тему выявления подростков из группы риска на особом контроле, что к решению вопроса надо подходить комплексно, что «реализация этих мероприятий приведёт нас к раннему выявлению факторов неблагополучия и созданию единой системы профилактики»…

Остаётся верить, что всё это действительно даст результат. Подростки перестанут попадать под влияние опасных групп и идти на преступления. Дети не станут бояться неизвестных в масках и с оружием. В школах сойдёт на нет травля…

В школе, пережившей трагедию, звенит звонок: закончился очередной урок. В школе стараются жить нормальной жизнью. 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах