Самый известный литературный мошенник Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъёма денег у населения. Его современные последователи могут поспорить с ним в изобретательности, особенно в эпоху Интернета, смартфонов и безналичных расчётов.
Наряду с привычными способами появляются новые. Каждое второе мошенничество в Пермском крае в 2018 году было совершено удалённо. О том, чего опасаться и как защитить себя, «АиФ-Прикамье» рассказал начальник отдела УУР ГУ МВД по Пермскому краю Роман Теплоухов.
Проблема: «ваша карта заблокирована»
Среди самых распространённых преступлений остаётся кража денег с банковских карт. Пользователь либо получает сообщение о блокировке карты, либо ему об этом сообщает якобы сотрудник банка. Чтобы «разблокировать» её, владельцу предлагают сообщить все данные карты. Схема известная, но на эту удочку до сих пор попадаются жители региона.
Решение: получив такое сообщение или звонок, никому ничего не сообщайте, а перезвоните в ваш банк (телефон легко найти на обороте карты) и проверьте эту информацию. К слову, банк никогда не будет спрашивать полные данные вашей карты – всё, что нужно, у кредитной организации есть.
Родственникам пенсионеров советуют ножичком счистить контрольные цифры с обратной стороны банковской карты пожилого человека, чтобы он не смог их никому назвать. Эти цифры нужны только для того, чтобы расплачиваться в Интернет-магазинах и если пользователь не совершает покупки онлайн, то они ему не нужны.
Важно не хранить пин-коды к картам в кошельках. Жители региона до сих пор это делают и теряют деньги, как это произошло с женщиной из Чернушки. Она выронила в такси телефон, в котором были деньги, карты с паролями к ним. Этим воспользовался таксист, который снял деньги с её счета и оплатил ими участие в онлайн игре.
Проблема: украли деньги с телефона
Сколько у вас ни было карт, в банке они хранятся на одном счёте и у вас есть личный кабинет, где вы можете распоряжаться деньгами. Чтобы забрать ваши деньги, мошенникам нужно получить доступ к вашему личному кабинету, а дальше – дело техники. Сейчас у многих есть смартфоны – по сути, те же компьютеры, только маленькие. Они точно также подвержены атакам вирусов. Учитывая, что всё больше людей пользуются виртуальной картой (в телефонах, которые поддерживают технологию NFC) защита смартфона особенно важна.
Решение: Не открывайте электронные письма, которые вы получили с неизвестных вам адресов. Не оставляйте телефоны без присмотра. Пенсионерам, которые не являются уверенными пользователями смартфонов, рекомендуют пользоваться обычными телефонами без доступа к сервисам банков.
Важно также не оставлять телефон без присмотра. Совсем недавно житель Мотовилихи потерял деньги просто оставив свой смартфон на столе в гостях. Знакомые хозяев дома, которые также находились в это время в квартире, взяли телефон, зашли в личный кабинет банка и перевели деньги себе.
Не открывайте электронные письма, которые вы получили с неизвестных вам адресов. Не оставляйте телефоны без присмотра. Пенсионерам, которые не являются уверенными пользователями смартфонов, рекомендуют пользоваться обычными телефонами без доступа к сервисам банков
Проблема: обманули в соцсети
Большой размах приобретают мошенничества в социальных сетях. В 2018 году было зарегистрировано более 370 случаев взлома аккаунтов – злоумышленники в этом случае массово рассылают сообщения с просьбой занять денег или назвать номер карты для перевода денег. Растёт количество мошенничеств под предлогом покупки и заказа товаров – в 2018 году зарегистрировали 757 таких преступлений. Покупатели отправляют либо аванс, либо полную оплату товара и теряют деньги.
Решение: Роман Теплоухов советует – покупая товар, нужно исходить из позиций соразмерности и разумности. Если телефон стоит 50 тысяч рублей, то 8 тысяч в соцсети он стоить не может. Вы либо не получите товар, либо получите совсем не то, что ожидаете.
«Как отличить обманщика от порядочного продавца? Советую посмотреть, что это за группа и продавец, почитать отзывы (они не должны выглядеть как скриншоты других страниц). Также можно посоветоваться с другими покупателями, – говорит Роман Телоухов. – Оплачивать товар лучше по факту получения. Реально ли вернуть деньги? Шанс есть. ГУ МВД совместно со Сбербанком проводит мероприятия по возвращению и компенсации ущерба. Если потерпевший своевременно к нам обращается, мы ставим в известность банк, блокируем этот перевод и заводим уголовное дело. Всё зависит от расторопности человека, поэтому ждать нельзя, обращаться нужно сразу. Можно сразу же после неудачной покупки обратиться банк, чтобы он оперативно принял первоначальные меры, а затем как можно быстрее обратиться в полицию».
Растёт количество мошенничеств под предлогом покупки и заказа товаров – в 2018 году зарегистрировали 757 таких преступлений. Покупатели отправляют либо аванс, либо полную оплату товара и теряют деньги.
Проблема: обещали миллион, но выманили крупную сумму
В последнее время выросло количество мошенничеств, совершённых через IP-телефонию. Мошенники звонят на мобильные или стационарные телефоны, представляясь сотрудниками Центробанка, генпрокуратуры и так далее. Они могут называть человека по имени-отчеству, что создаёт иллюзию правдивости их слов. Затем злоумышленники говорят, ему положена крупная компенсация – миллион и более рублей, после чего диктуют письмо на имя, например, генпрокурора и просят отправить его по почте. Через один-два дня звонит человек, представляющийся адвокатом, который объясняет, что для получения компенсации нужно заплатить подоходный налог.
Решение: Прежде всего, надо запомнить, что компенсации в такой форме в стране не выплачивают. Из генпрокуратуры вам точно звонить никто не будет.
«Мне запомнился один пожилой человек, который четыре дня получал звонки, отправил письмо, а потом понял, что что-то не так, пришёл в прокуратуру, где ему всё объяснили. Можно прийти в отделения полиции: так вы и получите разъяснения, и обратите внимание полиции на мошенников», – пояснил Роман Теплоухов.