История с этой автотрассой напоминает заколдованный круг: люди (более двух тысяч человек) постоянно жалуются на ненадлежащее её состояние, а чиновники разводят руками – ремонты идут, статус участков трассы хотят менять. Но трасса с каждым годом всё хуже и хуже.
Дорога жизни
Как и сотни подобных дорог на карте республики, эта – наследие советского времени. Трассу протяжённостью более 120 км построили в 80-е года работники леспромхоза. Тогда это была добротная грунтовка с крепкими мостами. Местные жители помнят, как из пос. Том (Ижемский р-н) до пос. Малая Пера (Сосногорский р-н) доезжали за два часа.
Сейчас эти рассказы кажутся фантастикой, ведь на аналогичный маршрут теперь уходит больше 12 часов! А это единственная дорога, которая соединяет населённый пункт с большим миром: по ней завозят продукты, лекарства, предметы первой необходимости.
В сухое время, если повезёт с погодой два-три месяца в году, ездить по дороге можно. Но уже в октябре она превращается в месиво из грязи, которое в ноябре замерзает буграми. А зимой, особенно снежной, движение по трассе становится сродни экстремальному квесту: доедешь домой или нет – неизвестно.
Более 30 лет дорогу капитально не ремонтировали, поэтому сегодня на всём её протяжении ямы, мало подсыпки, сгнившая лежнёвка. А мосты в аварийном состоянии. Ситуацию усугубляет то, что трасса проходит по территории трёх муниципалитетов – Ижемского (29 км), Сосногорского (82 км) и Ухтинского (15,5 км). Как известно, у семи нянь дитя без глазу. Вот и получается, что если даже в одном районе добросовестный подрядчик хорошо чистит дорогу зимой, а в другом нет, то добраться до конечного пункта бывает трудно.
Кто «роняет» ценник?
Глава пос. Том Василий Кожевин уверен, что если все три участка дороги получат статус «зимника» (зимняя автодорога с продлённым сроком эксплуатации, что подразумевает приведение дороги в нормативное состояние летом. – Авт.), то деньги на её содержание будут выделять не только районы, но и республика. А пока статус зимней автодороги имеет только участок, проходящий по территории Сосногорского района.
Именно сменой статуса планируют заняться ухтинские чиновники.
«До конца года мы хотим перевести участок в статус «зимника». Это позволит увеличить финансирование его содержания благодаря дотациям из республиканского бюджета. При этом участок будет содержаться круглогодично, – считает замначальника Управления ЖХК администрации Ухты Григорий Куличенко. – Но в первую очередь там необходимо «спустить» воду перед зимним сезоном и произвести отсыпку территории».
Однако, по мнению руководителя Ижемской администрации Любови Терентьевой, увеличение объёмов финансирования – не всегда гарантия последующей качественной работы. По её словам, ложку дёгтя в хорошее общее дело могут добавить недобросовестные подрядчики.
«Мои родители работали в леспромхозе, и я прекрасно знаю, насколько важна для жителей Тома эта «дорога жизни». Поэтому мы решили ежегодно направлять на содержание дороги около 2 млн руб., – говорит чиновница. – Выбор подрядчика осуществляется через торги. Уже два года подряд аукцион выигрывает подрядчик, который за свои услуги просит наименьшую стоимость – таковы требования федерального закона. А теперь приведу цифры: в 2016 г. на содержание дороги Том – Ласта цена контракта «упала» с 2,6 млн рублей до 900 тысяч рублей. А в 2017 году за работу на ижемском участке Том – Керки вместо объявленной суммы почти в 2 млн рублей предприниматель предложил 580 тысяч рублей. О каком качестве может идти речь, когда стоимость работ «роняют» на 71%?»
Кстати
Вопрос с определением статуса всех участков дороги и просьбой привести её в нормативное состояние местные жители не раз адресовали руководству Коми: сначала – Вячеславу Гайзеру, теперь – Сергею Гапликову. Нынешние власти призыв народа оставили без внимания. Недавно письмо с просьбой навести порядок на трассе в глубинке ушло в Кремль Владимиру Путину.