Примерное время чтения: 5 минут
468

Приплыли! Почему до села невозможно добраться?

АиФ-Коми № 43. АиФ-Коми 24/10/2018
Жители с. Большая Пысса давно привыкли, что осенью и весной дорога до райцентра превращается в непроходимое месиво.
Жители с. Большая Пысса давно привыкли, что осенью и весной дорога до райцентра превращается в непроходимое месиво. / Марина Растворова / Из личного архива

Мы десятилетиями можем терпеть неудобства, с которыми европеец никогда мириться не станет. Так, жители с. Большая Пысса Удорского района давно привыкли, что осенью и весной дорога до райцентра превращается в непроходимое месиво.

Но октябрь 2018 года селяне, пожалуй, запомнят надолго. И пока на космодроме «Плесецк» запускают ракету-носитель «Союз-2», в Коми, в глубинке, люди отрезаны от цивилизации.

Победил систему

Большая Пысса расположена в 113 км от райцентра. Дорогу Кослан – Большая Пысса местные называют не иначе, как «Коми-трофи»: добраться до села можно только на полноприводном внедорожнике. На легковушке в эту сторону не проедешь – дорогая грунтовая, и техника нещадно вязнет в грязи, глохнет.

Деревенские – люди неприхотливые. На комфортабельные машины не претендуют. Радуются зиме, потому что дорога в это время года хорошая. Однако, садясь в рейсовый автобус, запасаются целлофановыми мешками. Дорога до Пыссы занимает три-четыре часа, и «санитарный пакет» вполне может пригодиться. В остальное время года ситуация ещё хуже.

«Трасса жизни» год от года становится всё более непроезжей, а самое слабое место на ней – мосты и водопропускные сооружения. Их на дороге до Пыссы несколько десятков, и чуть ли не все они аварийные. Деревянные опоры сгнили, многие из них обрушились.

Местный активист, депутат районного совета, глава общины коренных народов «Удорачи» Альберт Логинов ещё в 2012 году выиграл суд, где ответчиком выступали республиканские власти. Альберт Васильевич сумел добиться, чтобы дорожное агентство Коми привело автомобильную дорогу общего пользования между сёлами Чернутьево и Большая Пысса в норму. Об асфальтировании дороги, конечно, речи не шло, но отремонтировать аварийные мосты чиновников суд обязал.

«Срок выполнения работ был – до 31 декабря 2014 года. Но к октябрю 2016 года работы выполнили лишь на треть», – констатирует Альберт Логинов.

И вот два месяца назад дорожники принялись за ремонт ещё четырёх мостов.

Казалось бы, депутат добился своего и заставил тех, кто должен думать о людях, повернуться к ним лицом. Но радости жителям села пока это не принесло. Дело в том, что большегрузы, которые с сентября ежедневно подвозят стройматериалы для ремонта мостов, в конец разбили и без того ужасные трассы.

«Мы не можем выехать в райбольницу – машина застревает. Рейсовый автобус, который ходил к нам раз в неделю, отказался ездить», – рассказала одна из местных жительниц.

Заложниками ситуации также оказались жители населённых пунктов Мелентьево, Мучкас, Патраково, Политово, Малая Пысса и Латьюга.

«Сколько себя помню, в распутицу у нас никогда дороги не было, – вспоминает глава поселения Жанна Бушенева. – Сейчас до Пыссы доезжают только на вездеходах. Продукты в магазин и лекарства в аптеку привозят раз в неделю. Если сейчас эти четыре моста не отремонтируют, то жди беды. Так что не нужно жаловаться, надо потерпеть».

А терпеть придётся ещё как минимум два месяца: дорожники обещают завершить ремонтные работы только к Новому году. И лишь тогда индивидуальный предприниматель, который осуществляет еженедельные рейсы до Пыссы и обратно, выпустит автобус на линию. А пока пазик после неудачного штурма бездорожья стоит «на приколе».

Болевые точки

В аналогичной ситуации оказались жители всего Удорского района. Единственная автомобильная дорога, связывающая удорчан и жителей усть-вым­ского пос. Вежайка с внешним миром, сейчас непроезжая.

«Машины увязли в грязной жиже. На легковых вообще не проехать, но даже полноприводные машины беспомощно буксуют в грязи. На прошлой неделе, когда я возвращался из Сыктывкара, застрял тут. Пришлось ночевать в машине, ожидая помощи», – говорит житель с. Кослан Василий Бушенев.

Несмотря на знаки ограничения для автомобилей массой свыше 8 т, 35-тонные большегрузы в круглосуточном режиме перевозят с карьера гравий и песок. Неудивительно, что на дороге появились глубокие ямы и колеи.

Кстати

В 2019 году федеральные власти готовы увеличить субсидии на развитие сети сельских дорог по программе «Устойчивое развитие сельских территорий» в республике. На эти цели за два года предполагают направить 227,3 млн рублей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах