745

Губернатор на стыке эпох. Первый год Махонина и интриги будущих выборов

6 февраля исполняется ровно год, как Владимир Путин назначил врио губернатора Пермского края Дмитрия Махонина.

Чем запомнился первый год нового главы Прикамья? Как можно оценить недавние перестановки в руководстве Перми? И что ожидать от большого выборного цикла в этом году?

Эти и другие вопросы обсудили с пермским политконсультантом Людмилой Ознобишиной.

Год за три

Александр Переверзев, «АиФ-Прикамье»: Людмила, как можно оценить первый год работы Дмитрия Махонина в качестве главы Прикамья? Какие достижения выделили бы?

Людмила Ознобишина: По ощущениям прошёл не год, а целых три после назначения Дмитрия Махонина. Так много за это время в мире и стране произошло переломных событий и «чёрных лебедей». По сути, мы переживаем настоящую смену эпох. И Дмитрию Махонину, конечно, не позавидуешь. Смена федерального правительства, первая и вторая волны коронавируса, поправки в Конституцию, непростая экономическая ситуация, губернаторские выборы. Такое количество событий одномоментно не выпадало на долю ни одному предшественнику Махонина. По сравнению с ним, у предыдущих глав нашего региона были просто тепличные условия.

Добавьте к этому не самое позитивное наследие: за 25 лет у нас уже седьмой губернатор. Такая частая смена руководителей не лучшим образом сказывается на развитии региона, доверии жителей к органам власти, их активности на выборах.

На фоне всего этого непросто выискивать зёрна достижений. И всё-таки отметила бы, что команда Дмитрия Махонина более-менее достойно и уверенно проходит ситуацию, связанную с пандемией коронавируса. Несмотря на наше несчастное перереформированное здравоохранение. Потому что в Пермском крае, если сравнивать с другими регионами, система здравоохранения за последние годы пережила все реформы, какие только возможно. Если со стороны взглянуть на ситуацию с коронавирусом, то в нашем регионе не было каких-то катастрофических провалов (как, например, в Дагестане), мы не создавали кризисных ситуаций для страны. Сейчас идет вакцинация, есть резерв по койкам.

Работу в условиях пандемии коронавируса можно записать в заслугу губернатору, который, будем откровенны, новый человек для системы госуправления регионом и с такой нагрузкой раньше не сталкивался.

Из плюсов выделила бы ещё такой момент: Дмитрий Махонин достаточно взвешенно подходит к формированию управленческой команды. Когда его только назначили, то многие ожидали, что сразу полетят головы, начнётся ревизия и смена предыдущей губернаторской команды. Однако новый глава региона действовал аккуратно, не рубил с плеча. Понятно, что часть команды Максима Решетникова отправилась вслед за ним в Москву. Но все остальные в краевом правительстве получили шанс поработать и проявить себя. И уже только потом Дмитрий Махонин предпринимал кадровые шаги.

- А какие минусы бы отметили?

- Есть такое «пермское проклятие»: проблемы с мегастройками, возведением важных социальных объектов. Много лет краевая адресная инвестиционная программа исполняется слабо. От этого «пермского проклятия» мегастроек и долгостроев мы избавляемся медленно. По многим крупным объектам, к сожалению, у нас ясности до сих пор не появилось.

Хотя, справедливости ради, прошёл только год. Всего лишь год. А проблемы эти накапливались десятилетиями. Быстрых решений здесь, наверное, нет. Но и нет попытки искусственно изобразить эти решения, демонстрировать очередные планы и цветные картинки. В этом, кстати, вижу плюс. Значит, губернатор пришёл не на три года. Дмитрий Махонин не занимается нарочито пиар-работой «для внешнего пользователя»: в отличие, например, от Олега Чиркунова или Максима Решетникова ему не так важно показать себя на федеральном уровне. Олег Чиркунов был своего рода «губернатором-либералом на экспорт». Хотел показать себя выдающимся и прогрессивным главой-реформатором. «Адресаты» Максима Решетникова находились в Москве: ему важно было позиционироваться на федеральном уровне, чтобы его побыстрее забрали обратно в столицу. У Дмитрия Махонина, повторюсь, не вижу такого, что нужно максимально пропиариться на федеральном уровне. В его политике всё-таки больше ориентации на внутреннего потребителя и избирателя – жителей Пермского края.

- Какие ещё отличия от предшественника можно увидеть у Дмитрия Махонина?

- Командный стиль работы. Что резко контрастирует с Максимом Решетниковым, у которого совещания превращались в театр одного актёра, где все остальные были массовкой. У Махонина, конечно, такого нет.

В чём может убедиться каждый: много различных совещаний и заседаний правительства края регулярно показывают в онлайн-режиме. Такую открытость тоже можно занести в плюс. Любой, кому интересно понять логику решений, погрузиться в эту кухню, может сам следить за работой Махонина и правительства. Отчасти управление и политика в регионе становятся открытыми. Понятно, что это только первые шаги и без минусов не обходится. Есть открытая и закрытые части совещаний. Порой смотришь заседания правительства, и удивляешься, что за мелкотемье выносят на открытую часть: то народные промыслы, то какие-то соревнования. Но это болезнь роста, которая поправима.

Хороший политтехнологический ход

- В конце прошлого года произошли кадровые изменения в руководстве Перми – как в администрации, так и в думе. Почему Дмитрию Самойлову, который покинул пост главы города и перешёл в краевое правительство, не дали доработать до конца срока?

- Впереди важный выборный цикл, и ситуация требовала обновления. Получился хороший политтехнологический ход. Постепенно завершается обновление кабинета министров края, идёт обновление и на уровне управления региональной столицей.

- Насколько неожиданным было назначение врио главы Перми Алексея Дёмкина?

 - Насколько знаю, рассматривали несколько кандидатур. Наиболее оптимальной и приемлемой, как видим, оказалась фигура Алексея Дёмкина. Стартовые позиции у него неплохие: его поддерживает край, он начал формировать под себя команду.

Здесь мы видим отличие Махонина от Басаргина и Решетникова, которые, по сути, в ручном режиме управляли краевой столицей. Особенно ярко это было выражено у Максима Геннадьевича. Чтобы проводить свою краевую волю в Перми, ему неважно было, кто возглавляет мэрию. При Решетникове краевые власти были идеологами всех крупных реформ в региональной столице (транспортной, НТО и т.д.), при этом городскую команду не меняли: достаточно было ручного управления.

Махонин – приверженец командного принципа работы и делегирования полномочий. Поэтому во главе Перми поставил человека, который обладает серьёзным и хозяйственным, и политическим опытом. Да и поколенчески Махонин с Дёмкиным, что называется, одного формата. Назначение Дёмкина – это и демонстрация другого управленческого стиля, и свидетельство того, что глава региона настроен работать в крае долго.

- Кстати, это был один из его предвыборных посылов: желание отработать, как минимум, два губернаторских срока. Вы позитивно это расцениваете?

- Да. Потому что адресат решений и изменений – это избиратель. Чем будут ближе следующие губернаторские выборы, тем больше станут поднимать наказы жителей края, делать ревизию обещаний. У нас ситуация дошла до того, что главными словами, описывающими настроения избирателей, сейчас являются «неверие и раздражение». А почему? Потому что нет явных и видимых изменений в лучшую сторону.

Более того, пандемия коронавируса только обострила ситуацию, сдёрнула пелену. Как в своё время трагедия в «Хромой лошади» вскрыла все негативные процессы, которые происходили в нашей медицине и контрольно-надзорной деятельности. А теперь COVID заставил иначе посмотреть на то же сокращение коек в больницах, мы спешно стали навёрстывать упущенное. В нашем крае уже много лет безуспешно пытаются начать строительство новой инфекционной больницы. Это же позорище в центре Перми, которое пугает всех. Мало кто из уважающих врачей согласится там работать в таких условиях. Сейчас вроде процесс сдвинулся с мёртвой точки: в этом году должны начаться проектные работы.

Коронавирус подстегнул всех. И выборы также будут являться своеобразным кнутом для губернатора и краевых властей, потому что на них тебе всё припомнят. В этом году нас ждёт большая выборная кампания. Один из рассматриваемых сценариев, когда губернатор возглавляет список «Единой России». Это делается намеренно. На губернаторских выборах осенью прошлого года Дмитрий Махонин набрал 75,71%. А рейтинг партии власти в Пермском крае сейчас около 30%. Соответственно губернатор должен поделиться своим рейтингом. 

Ждём обновления?

- В этом году в нашем крае состоится сразу несколько крупных избирательных кампаний. По их итогам как сильно могут обновиться составы краевого Заксобрания и пермской гордумы?

- Думаю, что состав Заксобрания обновится на треть, т.е. в нём появится около 20 новых депутатов. «Содержательно» же региональный парламент, скорее всего, не поменяется: останется «клубом директоров».  Но к этому «клубу» в новом созыве, учитывая текущий момент, могут добавиться врачи. Вопросы здравоохранения – это уровень краевых полномочий. А медициной сегодня надо заниматься не только на уровне исполнительной власти.

Если говорить об одномандатных округах, то почти во всех победят «единороссы» - промышленный генералитет.

Выделила бы несколько интересных интриг кампании в Заксобрание. Первая – сколько процентов «Единая Россия» наберёт по спискам, каким образом мандаты «партии власти» распределятся по территории края: кто ей даст проценты? Традиционно, провластный электорат у нас национальный, сельский, нефтяной. 

Вторая интрига: сохранятся ли в Прикамье «пояс ЛДПР» (территории, где либерал-демократы в Прикамье получают серьёзную поддержку – районы Кизеловского угольного бассейна, Чусовой, Лысьва плюс Кунгур) и «очаги КПРФ» (Краснокамск, Коми-округ, Соликамск). И сможет ли «Справедливая Россия» преодолеть пятипроцентный барьер, чтобы пройти в Заксобрание. Ещё одна интрига: сколько наберут малые партии.

Что касается пермской гордумы, то её состав может обновиться даже больше, чем на треть. Потому что подросла смена, а часть нынешних депутатов уйдёт – кто на повышение, кто в администрацию города и т.д. По итогам выборов в гордуму будет интересно посмотреть, насколько сохранит влияние группа депутатов, лояльная Владимиру Плотникову. Любопытно и то, как они с коллегами сейчас после смены руководства Перми поведут себя: будут союзниками новой исполнительной власти или останутся неким противовесом, как это было в последние годы. 

- По «Справедливой России» есть сомнения в преодолении пятипроцентного барьера на выборах в Заксобрание?

- Всё будет зависеть от того, кто будет держателем франшизы, кто поведёт избирательную кампанию, насколько электоральные фигуры войдут в первую «тройку». Какие финансовые ресурсы окажутся у «эсеров» на выборах в Пермском крае. Наконец, какая будет их партийная идеология. Давайте вспомним 2016-й год. Тогда справедливороссы «рассказывали правду Путину». ЛДПР была против «сорняков и вредителей» и боролась с коррупционерами. У коммунистов был лозунг «Моё сердце бьётся слева». Все эти три парламентские партии работали на протестной повестке. И фактически «размазали» её. Это сделало протест безликим, все три партии говорили об одном и том же, но разными словами. Посмотрим, станут ли в этом году «эсеры» источником протеста для краевой власти.

- Что ожидаете от выборов в Госдуму в нашем крае?

- У нас пока есть ясность по стратегии только у одной партии - «Единой России». Уже известно, что на этот раз Пермский край будет отдельной региональной группой по партспискам (в 2016 году была объединённая с Удмуртией - Авт.). Губернатор здесь, скорее всего, возглавит и федеральный, и региональный списки. Понятно, что он станет «паровозом». Кто попадёт в партсписок вслед за ним, будут решать на федеральном уровне.

Если говорить о раскладах по одномандатным округам, то ситуация будет нагнетаться до конца мая, когда состоятся праймериз «Единой России». Думаю, что увидим внутриэлитные разборки – битвы титанов.  Пять лет назад праймериз «единороссов» в нашем крае прошли даже острее и серьёзнее, чем сами выборы. В этот раз ожидается похожая история. Руководство «Единой России» определилось с 75 кандидатами-одномандатниками, которые гарантированно должны победить в выборах. Представителей Пермского края среди них нет. Поэтому практически в каждом округе в нашем регионе будет серьёзная внутренняя конкуренция на праймериз. Партия выберет наиболее электорального кандидата.

Для краевой власти в плане выборов в Госдуму важно очень тонко сработать: не создать среди будущих депутатов себе возможного конкурента, который стал бы работать на смену губернатора Прикамья. Часто, когда возникает вопрос о смене главы региона, в числе кандидатов в преемники – депутаты Госдумы.

- Из семи нынешних депутатов Госдумы от Пермского края (четырёх одномандатников и трёх списочников) сколько увидим в новом созыве?

- Можно предположить, что от половины до 70% останутся те же депутаты, то есть трёх-четырёх из них мы снова увидим в Госдуме.

- Есть ли шансы у кандидатов от других от партий победить в одномандатных округах в Прикамье?

- Думаю, что в нашем крае нет.

Досье
Людмила Ознобишина, родилась 6 сентября 1977 г. в Перми. Окончила Пермский госуниверситет по специальности «Политическая география». Руководила пермским Центром избирательных технологий. Воспитывает двух дочерей.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах