Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») оценили результаты деятельности китайских автоконцернов на российском авторынке по итогам полугодия.
За первые 6 месяцев 2023 года китайские марки уже реализовали больше автомобилей, чем за весь прошлый год. Их продажи в «штуках» увеличились в 4 раза, а доля рынка возросла за год с 10,6% до 46%. Бестселлером среди зарубежных моделей стал Chery Tiggo 7 Pro (20,9 тысячи машин, +306%). С учётом текущей динамики годовые результаты продаж китайских брендов могут составить 380-400 тысяч новых автомобилей. Из них примерно половина придётся на бренды, входящие в группу Chery.
В Поднебесном «царстве» объёмы бизнеса продолжают расти. Причём по ряду брендов даже активнее, чем ожидали импортеры. Так, марка Chery заставила приуныть конкурентов. За полгода было куплено 46 970 машин этого бренда (+321%). А сразу три автомобиля бренда попали в десятку самых популярных моделей: Tiggo 7 Pro (20,9 тысячи за 6 месяцев), Tiggo 4 Pro (13,1 тысячи) и Tiggo 8 Pro (8,5 тысячи).
Haval реализовал за полугодие 39,9 тысячи машин (+242%). Кассу ему продолжает делать всего одна модель - Jolion, которая ежемесячно продается тысячами.
На пьедестале самых популярных китайских марок по-прежнему есть место и у Geely (32,6 тысячи штук за полугодие; + 312%). У этой марки в бестселлерах остается самая доступная модель – Geely Coolray. За шесть месяцев она нашла 17,3 тысячи покупателей.
Несмотря на самую широкую гамму моделей (12 единиц), Changan все ещё не может похвастать результатами продаж, как у тройки лидеров китайского сегмента. И всё же в июне марка продала 3,6 тысячи машин. Это в 10 раз больше, чем год назад. При сохранении июньских темпов годовые результаты марки могут превысить 30 тысяч «штук».
Родственные Chery бренды Exeed и Omoda разошлись тиражом 15,2 и 14,6 тысячи «штук» соответственно. При этом в гамме Exeed есть модели, цена которых в июне превышала шесть миллионов рублей, а самые доступные версии перепрыгнули отметку в три миллиона рублей. Такое ценовое позиционирование заметно сужает круг почитателей марки. Omoda же, напротив, предложив рынку удачно перелицованный Chery Tiggo 7, удерживает на машину достаточно демократичную цену и вполне удачно завоевала покупателей всего одной моделью.
Продажи дебютантов 2023 года (BAIC, Hongqi, Jetour, Livan, SWM, Kaiyi и Tank) пока совсем скромные. Лучше других из новичков рынок принял марку Tank. Её бизнес стартовал только во втором квартале, а к июлю за три неполных месяца уже раскупили 2,2 тысячи этих машин, из которых около 1,8 тысячи пришлись на модель Tank 300.
В целом, кроме 19 китайских марок, которые в России в первом полугодии продавали официальные импортеры, на нашем рынке представлен ещё десяток десятка китайских брендов. Они попадают в Россию за счёт параллельного импорта. Пока лучшие из них (Li Xiang и BYD) стали продавать автомобили десятками в месяц, а остальные – штучный товар. Во второй половине года они наверняка будут более популярны.
Пока ведущие бренды из Поднебесной вышли на продажи 7-10 тысяч машин в месяц. Однако увеличение курса юаня по отношению к рублю неизбежно приведет к новому росту цен. Дальнейший рост бизнеса лидирующих сейчас чайна-брендов будет ещё больше ограничен низкой покупательной способностью.