Примерное время чтения: 4 минуты
172

Рекордная сумма. На автомобили с пробегом в августе потратили 590 млрд руб.

Анна Якурнова / АиФ

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) и агентства «АВТОСТАТ» провели совместное исследование российского рынка легковых автомобилей с пробегом и определили его финансовую ёмкость* по итогам августа 2023 года.

*
Финансовая ёмкость – сумма денег, которую в общей сложности потратили россияне на покупку подержанных легковых машин за отчетный период. Рассчитана на основе средней цены предложений по легковым автомобилям с пробегом и их объема покупок за отчетный месяц.

По результатам исследования, в конце лета жители России потратили на покупку подержанных машин 586,5 млрд рублей – на 55% больше, чем в августе 2022 года (379,5 млрд рублей). Этот показатель является рекордным с января 2021 года. При этом за месяц было куплено 551,3 тыс. автомобилей с пробегом – на 26% больше, чем в августе прошлого года (438,9 тыс. машин).

За 8 месяцев 2023 года затраты россиян на покупку подержанных автомобилей составили почти 3,8 трлн рублей.

Треть рынка

Самую большую долю в структуре финансовой ёмкости занимают автомобили в возрасте от 10 лет и старше. В августе на них ушло 214,4 млрд рублей, что составляет 36,6% от общей суммы потраченных денег. Для сравнения: год назад (в августе 2022-го) на долю «старых» машин приходилось 33,1% всей финансовой емкости вторичного рынка.

Обратная ситуация наблюдается с более «свежими» автомобилями (возрастом до 5 лет). Если в августе прошлого года они занимали наибольшую долю (37,6%) в структуре затрат, то теперь им принадлежит 32,1% – в августе 2023 года на их покупку было потрачено 188,2 млрд рублей.

Машины возрастной категории «5-9 лет» обошлись жителям нашей страны в 183,9 млрд рублей. За год их доля увеличилась с 29,3% (август 2022-го) до 31,4% (август 2023-го).

Китайские автомобили

Третий месяц подряд самый лучший рост финансовой ёмкости рынка показывают «китайцы». В последний месяц лета нынешнего года жители России купили 11,6 тыс. б/у китайских автомобилей на сумму 11,4 млрд рублей. При этом в деньгах «китайцы» снова выросли сильнее всех – на 105% к августу 2022 года. Несмотря на это, их доля в структуре затрат (равно, как и в объёмах) на «вторичке» пока остаётся наименьшей – в районе 2%.

Лидерство по затратам сохраняют подержанные машины европейских и японских брендов. В августе на покупку «европейцев» было потрачено 207,9 млрд рублей, а на «японцев» – 206,2 млрд рублей. Как итог, суммарно это составило чуть более 70% от всей суммы денег. Покупка подержанных автомобилей корейских марок обошлась в 86,2 млрд рублей, российских – в 41,4 млрд рублей, американских – в 32,9 млрд рублей.

По объёмам рынка по-прежнему лидируют б/у «японцы». В конце лета они были куплены в количестве 169,7 тыс. единиц. На втором месте – автомобили с пробегом европейских брендов (127,7 тыс. шт.), которым немного уступают отечественные марки (125,2 тыс. шт.). За ними следуют «корейцы» и «американцы» (72 тыс. и 42,8 тыс. шт. соответственно).

Четыре сегмента

Кроссоверы и внедорожники остаются лидерами по затратам на вторичном рынке. Больше всего денег россияне тратят на подержанные автомобили сегмента SUV — на них в августе ушло 283,4 млрд рублей. Вторую позицию, с заметным отставанием, занимают машины В-класса (85,9 млрд рублей). Отметку в 50 миллиардов также преодолели автомобили с пробегом С- и D-класса (66,7 млрд и 58,4 млрд рублей соответственно). В общей сложности на эти четыре сегмента пришлось 84,3% всей финансовой емкости рынка.

Практически такую же долю (85,7%) они занимают и в объемах продаж. Только лидируют тут б/у автомобилей В-класса, которые в августе разошлись тиражом в 180 тыс. единиц. За ними располагается сегмент SUV (146,6 тыс. шт.), а третью и четвертую строчки снова занимают машины С- и D-класса (93,8 тыс. и 51,9 тыс. шт. соответственно). Подержанные автомобили каждого из оставшихся сегментов были куплены в количестве менее 50 тыс. экземпляров.

В августе затраты выросли по всем сегментам вторичного рынка. Сильнее всего это произошло у минивэнов (+123%), а меньше других – в сегменте LAV (+36%).

«Уже четвёртый месяц подряд объём рынка легковых автомобилей с пробегом в нашей стране превышает полмиллиона единиц. Причём показатель августа является максимальным начиная с ноября 2021 года, т.е. за последние 22 месяца. Одной из причин активности покупателей в конце лета служит рост цен, вызванный последствиями введения нового утильсбора и ослабления курса рубля. Это вынуждает людей совершать покупку машин раньше, потому что потом они могут стать ещё дороже. Кроме этого, с 9 августа Япония ввела запрет на ввоз некоторых категорий автомобилей в Россию, что подстегнуло импортёров до наступления этого события ввезти как можно больше машин и затем пустить их в продажу», – считает исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов.

Что же ждёт рынок дальше?

«В августе россияне потратили на подержанные автомобили рекордную сумму денег за последние три года. Причём второй месяц подряд она превосходит полтриллиона рублей. В основе этого лежит как высокий объём рынка, так и продолжающийся рост цен машины. Иными словами, продажи растут, цены тоже растут, поэтому и денег тратится больше. Учитывая те условия, в которых сегодня пребывает авторынок, его финансовая ёмкость и дальше будет расти», – отмечает руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») Марина Дембицкая.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах