Примерное время чтения: 5 минут
124

С пробегом по стране. Авторитейлы ждут повышения продаж подержанных авто

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса в банке «Открытие», входит в группу ВТБ) проанализировали результаты продаж октября и десяти месяцев 2023 года на рынке легковых автомобилей с пробегом. Анализ показал, что второй месяц подряд продажи падают. Было зафиксировано 579,2 тысячи перерегистраций. Это на 3% меньше, чем в сентябре и на 11% ниже по сравнению с рекордным августом.

В топ-20 популярных брендов не нашлось ни одного, который бы так или иначе не сократил продажи. Суммарно общий объем продаж подержанных легковых автомобилей в текущем году составил 5,58 миллионов «штук» (+26%), а по итогам года может составить около 6,8-6,9 миллиона авто.

«Высокий сезон» окончен

Начиная с марта и вплоть до конца июля текущего года в сегменте подержанных автомобилей продолжался ожидаемый «высокий сезон». Ежемесячно через классифайды проходило в среднем 580-600 тысяч сделок. Здесь продолжали активнее оборачиваться деньги тех клиентов, которые раньше покупали новые машины в автосалонах.

В августе, несмотря на сезон отпусков, благодаря ажиотажу после новостей об ожидаемом повышении утилизационного сбора и о появлении таможенных препонав со стороны Японии рынок и вовсе взмыл вверх до 650 тысяч продаж. После этого рекорда рынок стал падать.

Неохотнее всего клиенты расставались в октябре с автомобилями марок Lexus и BMW. По этим авто количество сделок сократилось на 9-10%. При этом дешёвые автомобили Chevrolet и Lada продолжали перепродаваться почти в том же высоком летнем темпе.

Перипетий было много, но рынок остался прежним. На первом месте более чем с двукратным отрывом от ближайшего преследователя осталась Lada (143,3 тысячи продаж). Изменения коснулись лидеров в среде моделей. Продавцы Lada Granta стали поднимать на свой товар цены агрессивнее, чем владельцы более возрастных «семерок» и ВАЗ-2114. Кроме того, рынок оказался щедро наполнен «Грантами», недавно вышедшими с завода. Это привело к тому, что в модельном зачёте во вторичном сегменте этот автомобиль опустился на третью строчку. Лидером же нашего авторитейла в октябре остается ВАЗ-2107 (13 062 сделки). Это на +3% или на 364 перерегистрации больше, чем в сентябре.

На второй и третьей ступеньках рейтинга популярности среди марок остались Toyota (60 055 сделок, - 4,2%) и Kia (32 625 сделок, - 4,8%). Японских и корейских автомобилей этих брендов по-прежнему очень много на рынке. Именно они, несмотря на прекращение официальных поставок, продолжают входить в топ-10 популярных и среди новых машин. Есть вероятность, что Toyota и Kia сохранят свои позиции в рейтинге вторичного рынка не только в текущем, но и в 2024 году. В целом незыблемом топ-20 марок в октябре наибольшую отрицательную динамику продемонстрировали подержанные Lexus и BMW – на 9-10% относительно сентября. В свою очередь объёмы продаж иномарок, которые играют в наиболее бюджетных сегментах (Chevrolet и Daewoo), практически не меняются.

На вторичном рынке популярны седаны

Можно добавить, что в отличие от рынка новых автомобилей, где бал давно правят кроссоверы, во вторичном сегменте наиболее востребованы седаны. Сегодня затраты на их приобретение и содержание остаются заметно меньше. Среди иномарок здесь лидерство сохраняет Kia Rio, которая была продана в количестве 11 597 автомобилей. Эта модель остается высоколиквидной - сроки её продажи в большинстве регионов не превышают 8-10 дней. В Такой же ситуации оказали другие модели этого же сегмента. Ford Focus продали 11 388 раз, Hyundai Solaris - 10 986. В пятерку лучших по популярности седанов традиционно входят также Toyota Corolla (10 035 авто) и Volkswagen Polo (8 995 авто). В рейтинге топ-10 седанов октября можно Toyota Camry (8 089 авто), Renault Logan (7 332 машин), Volkswagen Passat (4 694 авто), Mitsubishi Lancer (4 611 авто) и Daewoo Nexia (4 268 штук).

В целом по рынку весь текущий год первая двадцатка популярных марок остается неизменной по составу. Ближайший к «верхушке» китайский бренд – это Chery. Но он занимает лишь 27-м место в общем рейтинге и в октябре (было продано 3 775 машин) и за 10 месяцев 2023 года (реализовано 34722 авто). То есть пока его позиция практически не меняется.

Больше всего среди «китайцев» было продано Chery Tiggo T11 (819 машин), которая выпускалась с 2005 по 2016 год. Купить их можно в среднем за 600-700 тысяч рублей. Стать клиентом любой новой китайской модели продавцам этой модели сложно, так как сейчас их ждет трёх-четырёхкратная доплата. Невелика и относительно стабильна пока и общая доля «китайцев» на рынке с пробегом - всего 2,36% по итогам второго месяца осени. За российскими и японскими марками по-прежнему сохраняется больше половины рынка – 28% и 26% соответственно. Следом идут немецкие, корейские и американские марки (14%, 13% и 7% соответственно). 

Итоги 10 месяцев 2023 года отличаются лишь тем, что российские и японские бренды поменялись долями рынка. 

За 10 месяцев текущего года чаще по сравнению с аналогичным периодом прошлого чаще всего перепродавали машины марок Honda, BMW и Subaru (прирост продаж на 41-42%). Продажи лидера вторичного рынка, LADA, выросли за это время всего на 16%.

«Общий объём продаж во вторичном сегменте за 10 месяцев составил 5,6 миллиона машин. Это на 26% больше к аналогичному периоду 2022 года, когда годовой объём рынка проваливался ниже шести миллионов «штук». В текущем году авторитейлы ожидают повышение продаж подержанных машин в пределах 15-20%. Нынешнее падение рынка при благоприятных обстоятельствах в экономике может прекратиться уже в ноябре. В свою очередь рост продаж автомобилей с пробегом через официальные салоны будет заметно более весомым. По данным «АвтоБизнесРевю» по итогам I полугодия он уже составлял 42%. В целом за год, несмотря на наметившееся осенью снижение, в сегменте легковых подержанных автомобилей может состояться, по нашим оценкам, порядка 6,8-6,9 миллиона сделок», - прокомментировала руководитель банка Марина Дембицкая.

«Основными трендами первых 10 месяцев стали рост спроса на качественные автомобили с пробегом с продленной гарантией и возможность покупки в кредит. С рынка ушел большой сегмент зарубежных брендов, и не все их клиенты пересаживаются на китайские автомобили, но по-прежнему хотят покупать привычные им машины с гарантией и качественным обслуживанием. На нашем классифайде мы фиксируем повышенный интерес к проверенным автомобилям Toyota, KIA, Skoda, Hyundai и Renault. Поисковые запросы этих марок составляют порядка 50% от общего объема запросов», - акцентировал внимание руководитель бренда Pango Cars Антон Ганжа.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах