Примерное время чтения: 5 минут
156

Продажи упадут? Цены на новые авто сдерживают рост авторитейла

Отечественные авто набирают популярность на авторынке России.
Отечественные авто набирают популярность на авторынке России. / Владислава Куимова / АиФ

Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса в банке «Открытие», входит в группу ВТБ) оценив результаты продаж октября 2023 года, предрекают падение продаж новых машин на 5-7%. Третий месяц подряд в российском авторитейле совершается больше 100 тысяч сделок. При этом прирост октября к сентябрю оказался минимален (119,9 тысячи легковых и LCV автомобилей; +3,6 тысячи к сентябрю).

Октябрь стал лучшим по объёмам бизнеса месяцем в этом году. Фаворитом продаж стала Lada (40,9 тысячи сделок; +13% к сентябрю). Её доля подросла до 34%. А суммарно все российские марки, включая Evolute и Aurus, обеспечили долю в 44%. Всего за 10 месяцев было продано 881 тысячи новых авто. Шансы реализовать 1,1 миллиона машин за год по-прежнему высоки. Но завышенная цена остаётся главным фактором, сдерживающим рост объёмов продаж новых автомобилей в ноябре-декабре.

Восстановление авторитейла всё ещё под вопросом. И увеличение налоговой нагрузки на любых импортеров - отнюдь не единственная причина того, что в октябре немало «китайцев» остановило рост. Средние цены новых иностранных машин продолжали расти. Дистрибьюторы не спешили вводить поддержки продаж. А ставки по кредитам взбирались вверх вслед за ставкой рефинансирования ЦБ.

Если в сентябре уверенную динамику рынку относительно августа обеспечивало закрытие квартала и желание части юридических лиц приобрести новую машину под «занавес» периода, то в октябре такого фактора авторитейл не получал. Уверенно продолжали развиваться только Lada и те китайские марки, которые баловали рынок востребованными новинками и не урезали выгоды по trade-in и F&I.

Отечественные авто рулят

В октябре из 120 тысяч автомобилей треть (40,9 тысячи штук и 34%) пришлось на машины из Тольятти. Это плюс 13% к сентябрю. Доля АвтоВАЗа на рынке всё ещё продолжает расти. Месяцем ранее она составляла 31%. И здесь свою большую долю в объём продаж внесла Lada Granta (20,9 тысячи машин; +3%). Обновленная красавица Vesta была продана девять тысяч раз (+23%). В последующие месяцы продажи этой модели могут ещё заметнее увеличиться благодаря возобновлению поставок обновлённых универсалов. А две модели Niva, Legend и Travel, разошлись в октябре тиражом по 5,1-5,2 тысячи машин каждая.

Всего за 10 месяцев Lada реализовала 283 464 новых автомобиля, что не совпадает с первоначальными планами завода. Возможно, в этом году несовпадение с планами продаж составит 7-8% ниже плана (примерно 370-375 тысяч новых машин). При этом производитель, естественно, увеличит выручку. По обнародованным им данным в 2022 году она составила почти 170 миллиардов рублей, и было декларировано лишь 206,6 миллиона рублей чистой прибыли. Для сравнения, лучшие по чистой прибыли в авторитейле «китайцы» из Chery и Haval заработали на нашем рынке за тот же период по 28-30 миллиардов рублей каждая марка.

Несмотря на масштабы, АвтоВАЗ остается больше социальным, чем бизнес-проектом. В этой парадигме предприятие продолжает активно просить помощи у государства. Так, осенью руководство обратилось к правительству России с просьбой о повышении компенсаций транспортных затрат при зарубежных перевозках с 80 до 100%. Внеплановое повышение утильсбора на все автомобили в августе также широко поддерживалось руководством завода.

Впрочем, компенсации не помешали Lada осенью уже дважды увеличить цены. Сегодня Lada Vesta в топовой комплектации без дилерских опций стоит больше 1,8 миллиона руб. Известно, что для запуска производства универсала Largus в Ижевске потребуется около двух миллиардов рублей. При этом мощности завода в Тольятти, где раньше собирали эту модель, позволяют выпускать до 800 тысяч автомобилей в год.

Рассчитывают на помощь государства

Другой отечественной марке, «Москвичу», на помощь в тех же масштабах рассчитывать не приходится. Тем не менее бренд продолжает развиваться. В октябре было продано 1,5 тысячи кроссоверов 3-серии (+36% к сентябрю). Положительную роль сыграли поддержки при обмене старого автомобиля на новый в 170 тысяч рублей. Ещё 120 тысяч выгоды предоставляют клиентам, оформившим кредит. Также начались продажи второй модели – лифтбэка «Москвич 6». Кроме того, нашлись дилеры, которые организовали онлайн-продажи продукции завода через маркетплейсы. Всего с января по октябрь было продано и поставлено на учёт около девяти тысяч этих автомобилей.

Марка УАЗ, также получающая определенные компенсации от государства, осенью продолжила увеличивать цены. В конце октября прибавка составила 50 тысяч рублей. Завод объяснил повышение ростом стоимости доставки каждого автомобиля до салона. В качестве компенсации клиентам был предложен вариант покупки новой машины по прежней РРЦ с самостоятельной конфигурацией на сайте компании, предоплатой и сроком исполнения заказа в 3-6 месяцев. И всё же пока продажи бренда остаются относительно стабильны: почти по четыре тысячи машин в месяц.

В свою очередь нижегородский бренд LCV-техники – марка GAZ - третий месяц подряд продаёт большее пяти тысяч машин. Их коллеги из Sollers продали немногим больше автомобилей (6,1 тысячи) за все 10 месяцев. А суммарно все российские марки, включая Evolute и Aurus, обеспечили рынку долю в 44%.

В целом в десятке лучших марок, помимо «китайцев» и Lada, остались лишь Toyota и Kia. Ежемесячные продажи последних двух брендов в России всё ещё превышают пару тысяч автомобилей за счет каналов параллельного импорта.

«Главным фактором, сдерживающим рост объёмов продаж новых автомобилей в ноябре, останется завышенная цена. При этом те, кто пытается приобрести машины по параллельному импорту в конце октября уже столкнулись с едва ли не самым значимым ростом цен за весь текущий год. Пониженные коэффициенты расчета утильсбора перестали применяться в отношении второго и последующих ввозимых транспортных средств. По оценкам авторитейлеров это сразу привело к подорожанию таких автомобилей минимум на 300 тысяч рублей. В свою очередь официальные дистрибьюторы, несмотря на стабилизацию курса рубля к основным валютам, пока не спешат снижать или хотя бы останавливать рост рублевых цен.

В этом свете, например, в РОАД ожидают падение ежемесячных объёмов продаж легковых автомобилей в ноябре до 20%. Мы, в свою очередь, предполагаем, что продажи в последнем месяце осени если и снизятся, то скорее всего, в пределах 5-7%. В декабре очередной толчок бизнесу смогут придать оперативное совершенствование базы знаний российских менеджеров в части новых чайна-моделей и более активные федеральные маркетинговые кампании дилерской сети, которые отыграют продажи в преддверии новогодних праздников», - прокомментировала ситуацию руководитель банка Марина Дембицкая.

 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах