Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие», входит в группу ВТБ) на основе данных компании Автохаб проанализировали динамику цен на наиболее востребованные машины с пробегом в октябре 2023 года. Анализ проводился на рынке Москвы и Подмосковья. Это один из самых крупных регионов сегмента подержанных автомобилей России. Как показало исследование, половина из топ-20 популярных автомобилей с пробегом в октябре продолжили подниматься в цене и подорожали в среднем на 3-5%.
На рынке проявился дефицит «трёхлеток»
Лидером по росту цены стал седан Mercedes-Benz E-класса. В октябре от продаж легендарной марки было выручено 5,5 миллиона рублей (+5,3% к сентябрю). Больше, чем на 3% подорожали популярные «корейцы», а также - Toyota LC300 и три модели Lada – Largus, Granta и Vesta. В то же время колебания цен у 10 моделей ограничились диапазоном плюс-минус 2%.
Осенью количество сделок в сегменте вторичных автомобилей после августовского взлёта практически вернулось к уровням июня-июля. При этом на рынке сохраняется дефицит свежих трёхлетних автомобилей и продолжается снижение доверия к рублю из-за немалых темпов реальной инфляции. Тем, кто предлагает свой товар на автомобильных маркетплейсах, это позволяет по-прежнему увеличивать цены. Отчасти и эти обстоятельства привели к тому, что в октябре сразу три модели подорожали в среднем на 5% относительно сентября.
Больше других прибавил седан Mercedes-Benz E. В бизнес-классе этот автомобиль долгие годы оставался одним из самых популярных в сегменте престижных марок. В марте 2022 года его производство в России было остановлено. При этом завозы по каналам параллельного импорта стали носить эпизодический характер. Тем не менее за счёт стабилизации курса рубля в конце 2022 г. – начале 2023 г. средняя цена трёхлетнего E-класса на нашем рынке временами опускалась ниже четырёх млн рублей. В свете сегодняшних событий о таком прайсе можно окончательно забыть. В октябре эту машину выставляли на классифайдах в среднем за 5,48 млн рублей. Это на 5,3% больше, чем в сентябре, и на 38% больше, чем в январе 2023 года.
Масштабы роста цен на модели Hyundai Creta и Lada Largus традиционно более скромные. Но в процентном соотношении их подорожание лишь немногим меньше, чем у «штутгартца». Средняя цена корейского кроссовера в трёхлетнем возрасте поднялась в октябре до 2,1 млн рублей (+4,9% к сентябрю). Напомним, в январе он стоил чуть больше 1,5 млн рублей.
Замкнувшая тройку лидеров сегодняшнего рейтинга Lada Largus впервые в своей хронологии цен превысила уровень в 1,3 млн рублей. АвтоВАЗ так и не смог начать в текущем году массовое производство этой модели. Теперь такая перспектива перенеслась на 2024 год.
К такому же уровню в 1,3 млн активно приближается и Lada Vesta. Но здесь на цену повлияло подорожание той же модели на рынке новых автомобилей. За октябрь оно составило 83-91 тысячу рублей. Тот же фактор играет главную роль и в ценообразовании еще одной Lada – Granta, цена которой выросла до 890 тысяч рублей (+ 3,7% к сентябрю).
В числе моделей, подорожавших за второй осенний месяц на 3-4%, оказались также некогда бюджетные «корейцы»: Kia Rio (1,64 млн руб.,) и Hyundai Solaris (1,59 млн руб.), а также - любимцы региональных и московских таксистов Renault Logan (1,16 млн руб.) и Skoda Octavia (2,16 млн руб.). К ним примкнул и чистокровный японец – универсальный вседорожник Toyota Land Cruiser 300 (8,8 млн руб.).
Колебания цен незначительны
В то же время колебания цен у десяти моделей из топ-20 оказались незначительными и ограничились диапазоном в плюс-минус 2%. В число этих машин вошли две BMW (седан 5-серии и кроссовер X5), две Toyota (паркетник RAV-4 и седан Camry), по паре Hyundai (Santa Fe, Tucson) и Nissan (Qashqai, X-Trail), а также Renault Duster и Kia Sportage.
«Как мы и прогнозировали, цены в октябре пришли в более заметное движение и не смогли сохранить тренд по сентябрьскому относительному затишью. По большинству популярных иномарок такая тенденция наверняка сохранится и в ноябре. Наполнение рынка свежими машинами западных брендов по-прежнему недостаточно. Кроме того, введением все новых налоговых ограничений в части импорта как новых, так и подержанных машин правительство недвусмысленно даёт понять, что будет пытаться продолжать развивать объёмы отечественного авторитейла за счёт внутреннего производства. Разве что Lada, топовые модели которой уже вступили в прямую ценовую конкуренцию с бюджетными седанами из Китая, едва ли сможет продолжать такую же агрессивную ценовую политику в ноябре. И то только в том случае, если тренд стабилизации курса рубля к доллару сохранится», – комментирует руководитель банка Марина Дембицкая.