Эксперты «Открытие Авто» (блок автобизнеса в банке «Открытие», входит в группу ВТБ) проанализировали результаты продаж августа 2023 года на рынке легковых автомобилей с пробегом. Впервые в 2023 году количество сделок с подержанными машинами превысило 600 тысяч «штук» за месяц, составив 647 тысяч единиц. Рекордными оказалась динамика роста (+9% к июлю) и прибавка сразу на 52 тысячи машин. Прежде колебания в основном не превышали 3-5%. Причина таких резких изменений – очередная волна панических настроений в авторитейле, возникшая вследствие понижения курса рубля к основным валютам.
Успеть купить по старым ценам
Подталкиваемые очередной волной повышения курса доллара, россияне старались приобрести как можно больше товаров по старым рублевым ценам. Больше половины рынка (54%) продолжали занимать машины всего двух стран –Японии и России. Но самую высокую динамику роста продаж показали марки из Поднебесной. В модельном разрезе Ford Focus уступил место лидера марке Kia Rio. Всего за восемь месяцев новых владельцев нашли уже 4,4 миллиона легковых машин. Это почти на миллион автомобилей больше, чем за тот же период годом ранее.
Еще один мотивирующий фактор – недавний запрет на ввоз японских автомобилей с двигателем больше 1,9 л. - в августе уже не оказывал того же влияния, что месяцем ранее. В последний месяц лета отнюдь не японские машины оказались в лидерах по динамике роста продаж, хотя по-прежнему продолжали «делать погоду» на рынке в целом. Автомобили японских марок обеспечили рынку более 184,4 тысячи сделок или 28% объёмов продаж. Второе место в рейтинге лидеров продаж «вторички» на авторынке заняли отечественные бренды - 26% и 165,3 тысячи автомобиля. Третье место досталось европейским маркам - 23% или 146,3 тысячи машины. Долее расположились корейские (13%, 85,1 тысячи автомобиля) и американские (7%, 45,7 тысячи автомобиля) марки. Китайские автоконцерны, лидирующие последние месяцы на первичном рынке, на вторичном занимают пока только 2% продаж. Но именно китайские авто показали наилучшую динамику роста - совокупные продажи подержанных китайских машин выросли за месяц на 13%. Авто из Поднебесной всё больше входят в обиход и начинают всё чаще менять владельцев.
Лидеры в брендах остались прежние
По составу первая «двадцатка» брендов-лидеров в августе не изменилась. С большим отрывом от остальных лидирует Lada (146 тысяч автомобилей, +10,1% к июлю). Это неудивительно, так как сразу четыре модели российского автогиганта удержались в десятке лучших по популярности (Lada Granta – 13,2 тысячи, «классика» 2107 – 12,6 тысячи, «девятка» 2114 – 12,2 тысячи и Priora – 11,1 тысячи). Стоит напомнить, что за исключением Granta все остальные модели из этого списка давно сняты с конвейера, но за счёт низкой цены продолжают активно менять владельцев.
В свою очередь чешская Skoda, несмотря на скромное 14-е месте в абсолютном зачёте марок (15,5 тысяч машин), в августе оказалась лидером по динамике роста (+16%). Почти половину сделок обеспечила всего одна модель – Octavia (7,4 тысячи). На рынке новых автомобилей эти машины ещё недавно продавались десятками тысяч в год. Сейчас подошло время, когда первые владельцы начали от них избавляться. Популярна Octavia и в более возрастных сегментах – от 10 лет и старше. До кризиса 2014 года она неоднократно становилась лидером сегмента «гольф»-класса.
Доля «корейцев» в российском «пробежном» сегменте по-прежнему немаленькая – 13,1%. В абсолютных цифрах было продано 38,6 тысячи подержанных автомобилей Kia (+9% к августу) и 32,7 тысячи машины Hyundai (+8%). В модельном ряду бестселлером в каждой марке продолжали оставаться малолитражки Kia Rio и Hyundai Solaris. Они ещё долго будут сохранять свою законную прописку в топ-10.
Также на российском рынке по-прежнему популярны «немцы» (14%). Из них самый популярный - Volkswagen (28,8 тысячи автомобиля, +9,3%). На 11-м и 12-м местах стабильно держатся престижные BMW и Mercedes-Benz. Демократичному Opel хватило чуть меньше 13 тысяч машин, чтобы сохранить 16-е месте в рейтинге.
И наконец, «американцы» Ford и Chevrolet, а также «француз» Renault и «узбечка» Daewoo сохраняют свою популярность на вторичном рынке в основном за счёт старых запасов. Машины этих марок оказались довольно крепкими, и они наверняка еще не раз обретут следующего владельца.
«В целом, в топ-20 все марки так или иначе нарастили продажи. Если бы все 12 месяцев в 2023 году количество перерегистраций на вторичном рынке было таким же высоким, как в августе, то общий годовой объём рынка приблизился бы к восьми миллионам автомобилей. Однако первая половина года была для сегмента не столь успешной. По итогам восьми месяцев новых хозяев получили всего 4,4 миллиона автомобилей.
При этом погоду в бизнесе продолжают делать машины всего двух стран - Япония и Россия. В то же время начавшийся сентябрь уже показывает, что число сделок по машинам из страны Восходящего солнца сократились на Дальнем востоке на 25-30%. А значит, и доля японских машин с пробегом в стране скорее всего сократится. Однако замещение «японцев» автомобилями из других стран наверняка будет сильно растянуто во времени в силу их массовости. В этом свете общий объём рынка в сентябре-октябре как минимум серьезно не увеличится относительно августа, а как максимум – окажется на 2-3% скромнее», - комментирует ситуацию руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая.