Современные технологии постепенно проникают в нашу жизнь, значительно её упрощая. Использовать возможности цифровизации стараются во всех областях. Даже в следственное управление Следственного комитета России по Пермскому краю теперь можно обратиться удалённо. Что очень удобно. Особенно для жителей отдалённых территорий, которым пришлось бы проехать много километров, прежде чем попасть на приём к следователю.
Теперь рассказать о своей проблеме можно через интернет-приёмную, группы следственных управлений в социальных сетях или по телефону. Действуют и традиционные каналы приёмов обращений жителей.
С чем идти в следственный комитет?
Руководитель отдела по приёму граждан и документационному обеспечению СУ СК РФ по Пермскому краю Артур Шумилов рассказал, что за первые три месяца 2023 г. следственное управление региона рассмотрело 1132 обращения (в первом квартале прошлого года было 1070). Примерно треть от этих обращений не относится к компетенции органов СКР. Так что эти обращения направляют в другие ведомства. Поэтому важно знать, с какими вопросами можно идти к следователям, а с какими вопросами – в другие инстанции.
«Основной задачей органов Следственного комитета является расследование преступлений. Это убийства, изнасилования, развратные и иные действия сексуального характера (в том числе в отношении несовершеннолетних), похищение человека, невыплата заработной платы, пенсий, стипендий и иных выплат, нарушение требований охраны труда, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью либо смерть человека; тяжкие и особо тяжкие преступления, совершённые несовершеннолетними или в отношении них, в том числе связанные с нарушениями прав детей-сирот; преступления, совершённые специальными субъектами – депутатами и кандидатами в депутаты различных уровней власти, судьями, прокурорами, сотрудниками МВД, прокуратуры, ФССП, Росгвардии и иных силовых структур, адвокатами, преступления коррупционной направленности, налоговые преступления пр.», – поясняет Артур Шумилов.
По существу в следственном управлении по Пермскому краю рассматриваются:
■ обращения о вышеуказанных преступлениях,
■ обращения по вопросам проведения доследственных проверок и расследования уголовных дел в городских, районных и межрайонных следственных отделах следственного управления СКР по Пермскому краю,
■ жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц следственного управления по Пермскому краю.
При этом СКР не является контролирующим органом, не несёт функции надзора за работой других ведомств.
Куда жаловаться?
Если в СКР поступает обращение, в котором жители рассказывают о своём несогласии с решением каких-то должностных лиц, то в течение 7 дней такое обращение перенаправляют в компетентное ведомство. Чтобы не терять целую неделю, лучше сразу обратиться по адресу самим.
«В случае несогласия с действиями (бездействием) и решениями сотрудников полиции, в том числе ГИБДД, прокуратуры, службы судебных приставов, налоговых органов, инспекции государственного жилищного надзора, государственных и муниципальных служащих направлять такие обращения напрямую вышестоящему руководителю соответствующего органа, в органы прокуратуры или обращаться в суд», – поясняет Артур Шумилов.
А вот по вопросам качества оказания жилищно-коммунальных услуг, нарушений в проведённых расчётах по платежам, необоснованном начислении задолженности и другим вопросам ЖКХ изначально стоит обратиться в свою управляющую организацию или к поставщику ресурсов. Если их ответ не удовлетворил жителей, можно обращаться в органы Роспотребнадзора, Инспекцию государственного жилищного надзора, органы прокуратуры или в суд.
Как оспорить решение суда?
Бывает, что в следственный комитет жители обращаются и с жалобами на решения суда. Однако проверять и оспаривать их следователи не могут.
«Судебные решения подлежат обжалованию в судах апелляционной, кассационной либо надзорной инстанции», – говорит Артур Шумилов.
То есть решение городского суда можно, например, оспорить, обратившись в краевой суд.
А что делать, если обращения касаются действия сотрудника СКР?
«Первичная жалоба на действия либо процессуальное решение следователя рассматривается руководителем территориального следственного отдела. Если вы не согласны с полученным ответом, его можно обжаловать в СУ СКР по Пермскому краю», – разъясняет Артур Шумилов.
Если обращение касается несогласия с решением руководителя регионального СКР, то такое обращение рассматривает центральный аппарат Следственного комитета России.
Руководители территориальных отделов регулярно проводят и выездные приёмы жителей. Иногда они бывают тематическими. Например, в марте 2023 г. руководитель следственного управления провёл личный приём по вопросам нарушения прав участник долевого строительства. К нему обратились 27 человек. В мае 2023 г. прошёл приём по вопросам переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. На регулярной основе проводятся личные приёмы граждан по вопросам нарушения прав несовершеннолетних, трудовых прав граждан, личные приёмы участников СВО.
«Личный приём и работа с обращениями граждан остаются одним из приоритетных направлений деятельности следственного управления», – отмечает Артур Шумилов.
Что должно быть в обращении?
Чтобы обращение рассмотрели, важно его правильно оформить. Обязательно потребуется указать фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес проживания, адрес электронной почты, контактный номер телефона для обратной связи. Дальше стоит по пунктам изложить суть, приложив к обращению необходимые документы.
Как обратиться?
В следственное управление по Пермскому краю можно обратиться лично, направить обращение почтой, а также опустить обращение в ящик для обращений и заявлений, размещённый при входе в здания управления и территориальных следственных отделов, адреса которых есть на сайте следственного управления.
В круглосуточном режиме функционируют дистанционные каналы связи:
■ интернет-приёмная официального сайта СУ по Пермскому краю perm.sledcom.ru;
■ официальные группы СУ в социальной сети «ВКонтакте» vk.com/suskperm и «Телеграм» t.me/su_skr59.
В круглосуточном режиме функционируют телефоны:
■ «Ребёнок в опасности»: 8 (342) 268-00-06 или номер 123 с мобильного телефона;
■ «Остановим коррупцию»: 8(342) 249-54-64;
■ «Защита прав предпринимателей»: 8-952-663-98-15;
■ телефон доверия: 8 (342) 249-54-64;
■ линия для приёма сообщений от жителей новых субъектов РФ, а также Украины, прибывших на территорию России: 8 (342) 268-18-27;
■ отдел дежурных следователей: 8 (342) 249-54-55;
■ линия для участников специальной военной операции, мобилизованных военнослужащих и членов их семей: 8-952-643-69-24.
Также в следственном управлении продолжает работать приёмная председателя Следственного комитета. Можно подать заявление в приёмную.
Ответ на обращение не дают, если:
■ нет сведений об авторе, его адресе местонахождения;
■ при рассмотрении будет установлено, что указанное в качестве заявителя лицо его автором не является, но при наличии в обращении сведений о готовящемся либо совершённом преступлении оно должно быть направлено в орган, осуществляющий ОРД;
■ текст не поддаётся прочтению;
■ в обращении содержатся угрозы жизни, причинения вреда или здоровью должностного лица либо членов его семьи. Такое обращение передают в органы внутренних дел и сотруднику службы безопасности следственного органа;
■ содержание лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания.
Обращения без достаточных для их разрешения сведений возвращают заявителю с предложением восполнить недостающие данные.