152

Судьба умников. Как окупаются вложения в инновации?

Сюжет Разработки пермских учёных
Георгий Полетаев / Из личного архива

В Перми проходит полуфинал конкурса изобретателей «УМНИК»( участник  молодёжного  научно-инновационного конкурса).  В нём ребята — будущие и настоящие учёные — представляют свои изобретения и учатся их «продавать».

Исполнительный директор Ассоциации научных, инновационных учреждений и предприятий Пермского края Георгий Полетаев рассказал о том, как в Прикамье растят изобретателей и как живут победители конкурса «УМНИК» после получения гранта.  

По пути белой мыши

Наталья Стерледева, «АиФ-Прикамье»: Есть ли в этом году на конкурсе интересные проекты?

Георгий Полетаев: Да. Всего в Пермском крае подано 96 заявок, финалистов  — около 50. Есть любопытные проекты в сфере биотехнологий (разработка симбиотиков, биостимуляторов, биоудобрений, съедобной пищевой плёнки и пр.) Один из конкурсантов разработал замкнутую экосистему выращивания промысловой рыбы и лекарственных растений, другой создал систему по очистке сточных вод.

Есть интересные идеи в сфере IT. Один из конкурсантов создал систему цифровых двойников музейных экспозиций России, другой — программу, с помощью видеотрекинга отслеживающую изменения в поведении белой мыши. Есть в числе проектов цифровой двойник психотипа студента, который поможет отслеживать изменения в поведении. А один из полуфиналистов представил программу, помогающую слепым людям ориентироваться в пространстве.

— Кто оценивает проекты?

— Сначала заявки рассматривают научные эксперты, а затем  —  успешные бизнесмены, главы корпораций. Они оценивают, насколько интересны проекты с коммерческой точки зрения.

— Ребята не только соревнуются, но и учатся?

— Да, они проходят тренинги по ораторскому искусству, по вопросам защиты интеллектуальной собственности. Один из важных критериев оценки работ — возможность коммерциализации разработок. Участники должны быть готовы представить свои заявки с этой точки зрения. Бывает, к нам приносят проекты, относящиеся к фундаментальной науке, но не имеющие перспектив с точки зрения бизнеса. Такие темы Фонд содействия инновациям сейчас не поддерживает. Обязательное условие – хорошие перспективы выхода на рынок. С каждым годом качество заявок улучшается. Благодаря тренингам, которые мы проводим, ребята могут правильно подать свои проекты, что очень важно.  

Одно из главных требований к проектам - коммерческая успешность.
Одно из главных требований, которые строгое жюри предъявляет к проектам - коммерческая успешность. Фото: Из личного архива/ Георгий Полетаев

— Сколько победителей было от Пермского края в прошлом году?

— В прошлом году 24 победителя от Пермского края получили гранты в 500 тыс. руб. Это хороший результат. Для сравнения: в Татарстане, где значительно более развита инфраструктура поддержки инноваций, победителей было 26.

— Должны ли будут победители конкурса отчитаться, куда они потратили  призовые средства?

— Финансовой отчётности расходования средств сейчас нет. Потратить они их могут как угодно — на поддержку своей команды, например. Они должны почувствовать независимость, самостоятельность, желание заниматься дальше наукой. А затем Фонд содействия инновациям готов представить им средства на коммерциализацию их продукта — 10 млн руб. в рамках программы «Старт».

Патент для школьника

— Были ли случаи, чтобы в конкурсах инноваций побеждали школьники?

— Однажды в конкурсе школьников «Капитаны: мой первый бизнес» ученик школы № 10 получил 500 тыс. руб. У него был крайне интересный проект — визуализация лиц с помощью телефона. Программу он написал сам. На защите проекта в Москве он ответил на все каверзные вопросы жюри и в итоге его проект вошёл в тройку лучших в стране. Пока шёл конкурс, парень окончил школу, поступил в пермский филиал Высшей школы экономики. Сейчас он учится на третьем курсе и планирует создать свой бизнес.

Проекты конкурсантов оценивают научные эксперты и представители крупных корпораций.
Проекты конкурсантов оценивают научные эксперты и представители крупных корпораций. Фото: Из личного архива/ Георгий Полетаев

Школьники Перми получают даже патенты. На моей памяти, их у учащихся средней школы было уже пять. Например, ученица разработала проект дверей, в которые встроен электронный механизм, обрабатывающий антисептиком ручки. Всю электронику она спроектировала сама. А ещё пермские школьники создали проект новой схемы сливной решётки, в которую не будет проваливаться велосипед и в которой не застрянут каблуки. Этот патент хотят купить японцы.

— Что сегодня делают победители  конкурса «УМНИК» прошлых лет?

— Многие добились успеха, защитили докторские диссертации,  расширили бизнес. Один из первых «умников», Андрей Хусид, создал компанию Miro по производству интерактивных досок для онлайн-курсов. Сейчас этими виртуальными досками пользуются ведущие компании по всему миру. Инвесторы вложили в стартап более  $ 50 млн. 

Ещё один талантливый разработчик - Андрей Дураков, автор проекта «Маугри» (навигатор по музеям). Он начал свой бизнес, основанный на использовании QR-кодов, несколько лет назад, когда о таких кодах мало кто слышал. Начинал он с музея  военной техники «Мотовилихинских заводов». Экспонатам присвоили коды, которые распознавала программа-экскурсовод. Свой продукт Андрей Дураков стал продавать в Европу и США. Вскоре у разработчика появились хорошие связи с многими частными музеями мира. Сейчас у Андрея уже группа компаний. Получив выход на международный рынок и опыт коммерциализации, он переключился на другие, возможно, более рентабельные проекты.

— Были ли интересные медицинские проекты?

— Разумеется. Например,  в  конкурсе участвовал совместный проект фармакадемии и мединститута — ребята разработали гель, феноменально быстро убирающий сильную боль. Они создали предприятие и запустили производство этого геля. Правда, применяли его официально на животных — у продукта не было нужных лицензий. Но молва о чудодейственном средстве прошла по всей России. И врачи из других регионов, зная, насколько гель эффективен, скупали его коробками. Руководителя проекта пригласили работать за рубеж — и команда распалась.

Были и другие интересные медицинские разработки. Например, ребята создали болеутоляющую жевательную резинку, которую можно было давать детям в кабинете стоматолога. Дети пожуют её - и дёсны обезболиваются. После такой жвачки они спокойно переносят укол, ничего не боятся.

Разработок, созданных «умниками», великое множество. За талантливых ребят дерутся работодатели, их приглашают в другие регионы.

Например, один из пермских «умников» создавал экзоскелеты, которые надеваются как костюм и позволяют человеку поднимать тяжести, проводить работы в неудобном положении. Парень получил призовые деньги и занимался научной деятельностью. А потом его пригласили в Новосибирск, дали в подчинение целый заводской цех. Там он занимается разработкой экзоскелетов  уже на промышленном уровне. 

Из робота-снегоуборщика, представленного на УМНИКе, вырос востребованный во всем мире робот.бованный во в
Из робота-снегоуборщика, представленного на УМНИКе, вырос востребованный во всем мире робот. Фото: АиФ/ Ольга Семёнова

Сохранить для науки

— Помогает ли «УМНИК» удержать кадры на научной стезе?

 — Могу привести не один пример, когда конкурс помог сохранить кадры для науки. Например, студент Пермской фармакадемии Станислав Тяжельников, чтобы свести концы с концами, продавал светильники. А потом  представил на конкурс «УМНИК» свою разработку,  получил грант и смог полноценно заняться научной деятельностью. Сейчас он работает в биотехнологическом кластере в Санкт-Петербурге. 

Олег Кивокурцев( компания «Промобот») - тоже начинал с конкурса, получив деньги на разработку робота-снегоуборщика. А сейчас его компания  поставляет своих роботов более чем в 42 страны мира.

— Что нужно делать на уровне школы, семьи, чтобы вырастить такие таланты?

- Увлекать изобретательской деятельностью с детского сада. Однажды я был в школе на конкурсе изобретений. Третьеклассник представил доклад о том, как развивалась шариковая индустрия. Он брал шарик, держал над свечкой – шарик лопался. Протыкал спицей – шарик лопался. Затем протыкал его в «точке концентрации» – и шарик оставался целым. Ребёнок вдохновенно объяснял, почему так происходит, у него горели глаза. А мама переворачивала слайды. Было видно, что, выйдя из класса, он тут же возьмётся за проект, который представит на будущий год. Люди, увлечённые изобретательством, – особенные. Да, растить изобретателей с детского сада – это долгосрочные вложения. Но они высокорентабельные. Важно привлечь таких ребят в науку и оставить в ней.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах