Примерное время чтения: 7 минут
162

«Экосплав на сапбордах». Как раскрыть детям красоту природы?

Продолжаем рассказывать о проектах-победителях конкурса «Пермь – мастерская будущего»
Продолжаем рассказывать о проектах-победителях конкурса «Пермь – мастерская будущего» / Надежда Луговская / Из личного архива

Чтобы дети заботились о природе, нужно, чтобы они её любили. И есть множество способов раскрыть школьникам красоту окружающего мира. Один из них – приключение.

Рассказываем про небольшое, но увлекательное путешествие учеников пермского лицея № 4.

Небольшая экспедиция

Для многих городских школьников большая редкость отправиться в приключение на природу. Но они остро в этом нуждаются, считает учитель биологии лицея № 4 Перми Надежда Луговская. Под её руководством учащиеся отправились на сплав этим летом. Один день на воде положил начало работе нового экологического отряда в учебном учреждении. Но обо всём по порядку.

«У нас в лицее есть ребята, болеющие за состояние окружающей среды. В этом году они захотели отправиться в небольшую экспедицию. Так родился проект "Экосплав"», – рассказала Надежда Луговская.

С проектом, название которого говорит само за себя, лицеисты выиграли в восемнадцатом конкурсе «Пермь – мастерская будущего», который проводит «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». Заручившись поддержкой предприятия, они отправились на речку Спешкова в Очёрский округ. И привлекли к участию в событии родителей.

В сплаве участвовали ребята с пятого по десятый класс
В сплаве участвовали ребята с пятого по десятый класс Фото: Из личного архива/ Надежда Луговская

«Реку мы выбрали небольшую, поэтому сплав проходил не на катамаранах, а на сапбордах (досках для сапсёрфинга – прим. авт.). Это современное сплавное средство, от которого дети были в восторге. Именно такие небольшие приключения мотивируют на дальнейшие туристические походы. Дети уже интересуются, когда следующее путешествие, а их родители просят звать их с собой», – продолжила Надежда Луговская.

Берег стал чище

Юные экологи совместили приятное с полезным: интересно провели время с семьёй и собрали материал для своих дальнейших исследований.

«Мы определили видовое разнообразие беспозвоночных в трёх зонах: пойма реки, разнотравный луг и лесной участок. Сбор животных осуществляли с помощью ловушек Барбера. Сделали геоботаническое описание этих территорий. Самым "густонаселённым" оказался разнотравный луг», – говорит Надежда Луговская.

Ребята собрали материал для дальнейших исследований Фото: Из личного архива/ Надежда Луговская

А ещё команда проекта вычистила берег реки Спешкова. Как отметил руководитель «Экосплава», берега реки стали чище примерно на 1000 литров мусора.

«Это был насыщенный день: мы плавали на сапах, составляли список растений, росших в той местности, ловили насекомых, собирали грибы и брали пробы воды для анализа, – рассказала десятиклассница Екатерина. – Лично мне очень понравилось плавать на сапах и наблюдать за утками и аистами. Думаю, вся наша команда надолго запомнит этот исследовательский день».

Отправная точка

Экосплав стал отправной точкой, с которой начал работу новый экологический отряд в лицее № 4 Перми. Пока он небольшой, но в течение года его будут расширять.

«Мы хотели показать ребятам, как работают биологи, что они не только в лабораториях сидят и книжки читают, но и выходят "в поле". У нас получилась пусть небольшая, короткая, но настоящая экспедиция. День был очень плодотворный», – рассказала Надежда Луговская.

Впереди у юных экологов много работы.

«Команде проекта "Экосплав" предстоит сделать описательный анализ того, что они увидели и собрали. В любом случае, это перерастёт в исследовательские работы, с которыми потом учащиеся будут участвовать в конференциях и олимпиадах», – поделилась ближайшими планами отряда Надежда Луговская.

Юные экологи вычистили берег Фото: Из личного архива/ Надежда Луговская

Но и это ещё не всё. При поддержке предприятия «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» юным экологам закупили оборудование.

«Попутно экосплаву мы проверили качество питьевой воды в оборудованных и "диких" родниках колориметрическим (метод определения концентрации химического элемента или химического соединения в растворе с помощью красящего реагента – прим.авт.) и экспрес-методами. Качество воды соответствует санитарным нормам. Дальше мы планируем исследовать их в черте города», – сообщил наставник ребят.

Из локальных – в глобальные

В чём ценность подобных «Экосплаву» детских экопроектов? Своим мнением поделился один из членов жюри конкурса «Пермь – мастерская будущего – 2024», к.т.н., доцент кафедры «Охрана окружающей среды» Пермского Политеха Александр Сурков.

«Во-первых, дети учатся брать на себя хоть и небольшую, но ответственность. Во-вторых, они учатся работать в команде, находят новых друзей. В-третьих, начинают узнавать о проблемах той или иной территории. Да, может быть, сейчас они могут предложить только какие-то локальные решения: облагородить территорию, создать живой уголок, провести уборку территории или посадить новые деревья. Но это работа их увлекает, и когда они подрастут – станут учёными, профессионалами – смогут предложить более глобальные решения тех проблем, о которых узнали школьниками», – подытожил специалист.

Участники конкурса учатся работать в команде и брать на себя ответственность.

В поддержку слов Александра Суркова некоторые ученики лицея № 4, принявшие участие в «Экосплаве», уже признались, что всерьёз задумались связать жизнь с экологией.

«Отрадно, что благодаря конкурсу не только ребята, но и их семьи открывают для себя удивительные места Пермского края, начинают интересоваться флорой и фауной региона, знакомятся с экологическим туризмом. Они становятся такими туристами, которые понимают важность охраны окружающей среды и бережного отношения к природе. Конкурс вдохновляет их на дальнейшее знакомство с родным краем, на поиск новых приключений и открытий. Он формирует новое поколение людей, которое ценит красоту родного края и заботиться о его будущем», – считает помощник генерального директора «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» по связям с общественностью Вера Мартынюк.

Справка:
«ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» проводит открытый конкурс школьных экологических проектов «Пермь – мастерская будущего» 18 лет подряд. В рамках конкурса каждый участник может предложить свою экологическую идею и довести её до практического воплощения. К участию приглашаются детские коллективы, созданные при школах и других организациях, а также авторские и семейные коллективы города Перми. Задача конкурса – поощрение детских инициатив по охране окружающей среды, пропаганда здорового образа жизни и популяризация экологических идей. За время существования проект вырос из районного в краевой.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах