Родилась в Перми. Окончила филологический факультет ПГУ.среды, работая в ворческом объединении «Инициатива»; телекомпания «ВЕТТА», где Варвара работала во второй половине 90-х, осталась в памяти уровнем корпоративной культуры; затем было «АвтоТВ». В этот период начались съёмки цикла «Тайны города Перми»; жалеет, что город не заметил, как потерял «Авто-ТВ». Считает, что «Наши новости» сыграли роль в развитии гражданского бщества. В настоящее время - автор культурных проектов. Написала уже вторую книгу - совсем «о другом», не о Перми.
ВАРВАРА КАЛЬПИДИ, известная как автор серии телевизионных фильмов «Тайны города Перми», обозначает своё место
в информационном пространстве словосочетанием «автор культурных проектов». Проектов достаточно. К реализации в ближайшем и обозримом будущем назначено несколько. Как раз те, что отвечают текущему запросу. Не конъюнктуре! Понятие «запрос» она трактует иначе.
Медиум
В П О П Ы Т К Е подобрать нужныЙ ярлычок я то и дело натыкаюсь на частицу «не» : стачиваюэтой тонкой штучкой лишнее,
НеподходяЩее для определения Кальпиди. Она не из греков, фамилия досталась от м у ж а . Он а и н е историк, и не этнограф, а меж тем порттворческой приписки - пермистика; территория поиска - человек пермский. Вопреки этому, Варвару Кальпиди никогда не называют «пермской журналисткой». Она - вообще. Склонность к изучению подробностей не ведёт её к мелкотемью. Рабочий орган - интеллект. Тут обошлось без «не».
- Человек, работающ и й н е п о с р е д с т в е н н о интеллектом, - поясняет Варвара, - неизбежно исполняет роль медиума.
Он отвечает на существующий, более того, на вопиющий запрос.
- Бывает, так работают и на заказ?
- Да, но я не об этом.
«Грех нечтения»
ТАК называется книга Варвары Кальпиди, вышедш а я в с е р и и « Ц е н н о с т и жизни: достоинство человека». Книга - первая в библиотеке уполномоченного по правам человека в Пермском крае и первая в жизни Варвары Кальпиди.
- Очевидно, запрос был силён, раз так совпало - и старт проекта, и рукопись готовая. О чём книга?
- О значении личности, о борьбе с ней и за неё. Глава первая - сценарии снятых и показанных фильмов. Очерк
о съёмках фильма «В поисках Заратуштры». Глава вторая - сборник публицистических статей.
Мне вторая часть книги показалась значительно сильнее первой. Не потому, что фильмы смотрены, и не раз. Честно говоря, было ожидание, что в сценарии осталось что-то недопоказанное. Но - нет, в вербальном варианте герои те же бело-пушистые праведники, безвременно ушедшие либо невинно страдавшие.
- Почему они так далеки от правды жизни?
- О некотором спрямлении образов говорите? Это не творчество, не самовыражение. Это не любовь или интерес к истории.
О! Вот опять сплошные «не» в шёпоте полутонов.
- Я стараюсь актуализировать те черты реальных людей и событий, которые в данный момент необходимы каким-то социальным категориям. Мне хочется рассказать о том, чего зритель и читатель не знают, а домыслить не могут, не имея
представления о деталях той, п р е ж н е й , ж и з н и . Можно назвать это просвещением - от слова «свет», понимая,
что нужно прикладывать усилия, чтоб света в жизни стало больше. Я это так реально физически ощущаю. Управлять общественным сознанием нужно только с таких позиций.
- А я уж заподозрила некое интеллигентничание в отношениях с персонажами.
- Для меня ощущение современности важнее, нежели ощущение интеллигентности как избранности. Вообще называть себя интеллигентом, по-моему… неинтеллигентно. Я думаю, это понятие как актуальная черта жизни уходит.
Грех чтения
ВО ВТОРОЙ главе своей п е р в о й к н и г и В а р в а р а Кальпиди приводит разбор слова «пошлость». «Не всё п о ш л о - п р о с т о п о ш л о в жизнь». Сейчас так много пошло в набор, в печать, на прилавки.
- Читать иль не читать - вот в чём вопрос?
- Если человек размышляет, задаёт внутренние вопросы, он сам подтягивает к себе информацию. Была бы тема, уж на неё нарастет всё, что необходимо в данный момент. Это истина. Поскольку я детерминист, считаю, что всё в жизни взаимосвязано, случайностей не бывает. Я полагаю, книгу для себя надо выбирать по каким-то вибрациям, знакам судьбы, по каким-то двум строчкам на раскрытой наугад странице. И - читать. Хотя «некоторые вещи лучше не знать совсем» - так однажды назвал свой проект наш пермский медиа-художник Сергей Тетерин. Тогда я это отвергла - «хочу всё знать!» Но вот однажды я поняла, что чтение и знания необходимо дозировать. Есть информация, которую лучше бы не получать.
- У меня такое ощущение от выставки «Евангельский проект».
- Это атака зла. Это прорыв зла на нашу территорию. Я это так ощутила. Проблема выбора Л Ю Д И , р а б о т а ю щ и е
интеллектом, конкурируют за аудиторию, пытаясь расширить круг своего влияния, и порой сбивают потребителя с толку. Анонс всё чаще не отражает сути культурного продукта.
- Как не отступить перед бездной возможностей?
- Самая большая трудность нового времени - это проблема выбора. Я предпочитаю, чтобы выбор за меня делал кто-то другой - ситуация, например. Сейчас очень актуален п р о с в е щ ё н н ы й к о м м у н и катор. Обращайтесь к тем
людям, чьё мнение для вас интересно. Их же несколько, таких коммуникаторов, по разным темам. Образуется микрогруппа. Соотносясь с мнением близкого тебе человека, делаешь выбор, избегая больших ошибок.
- А как же конкуренция?
- В нашем случае это понятие неприменимо. Прочитать все три или все пять книг, которые вышли в течение года на пермскую тему, нетрудно. Поскольку выбирать особенно не из чего, ориентируются даже не на тему, а на личность автора.
- Радует, что имя Варвары Кальпиди служит ориентиром?
- Радует интерес к историческому прошлому. Я страдала от его нехватки в Перми. За год очень наросло это: и позыв общественный, и возможность вычленить героя, понять гений места.
- К Перми применимо понятие «гений места»?
- Безусловно! Пермь никогда не была только город. Пермь - страна. Мы (я не одна!) считаем, что близки к открытию закономерностей, символических, цифровых, определяющих связь событий и влияние событий, происходящих Перми, на жизни
России в целом. Есть предчувствие, что мы скоро это поймём, по крайне мере, с одним историком мы ведём т а к у ю р а б о т у, в о з м о ж н о , применяя не совсем обычные приёмы.
Варвара не уполномочена пока излагать суть вызревающей теории, но кое-что сказать просто обязана.
- Да возьмём крушение «Боинга». 14 сентября - что за дата? И вдруг пришёл на память страшный пожар 1842 года. Он тоже произошёл 14 сентября. Пермь тогда сгорела дотла. К той катастрофе жители города подошли в состоянии общей депрессии. На них она произвела сильнейшее впечатление, это было потрясение. Да и городу пришлось измениться.
В очередь, господа
ИНТЕЛЛЕКТ как рабочий орган всегда недооценивали. Лопата куда лучше: можно копать. Можно - не копать.
- Профессия «автор» в трудные времена прокормит?
- Видишь ли, у нас спонсорства нет. У нас на властном уровне происходит распределение спонсирования. Можно убедить кого-то дать денег на небольшой проект. На большом - финансирование происходит иначе. У нас нет законов о поощрении меценатов. Вот та же Елизавета Ивановна Любимова была награждена бриллиантовым кольцом от импер а т о р а . Д р у г и е п о л у ч а л и наградное оружие и так далее. Вопрос престижа. Хотя, возм о ж н о , э т и в е щ и п о т о м помогли им дольше не умереть с голода… Это было не то чтобы мода - так было принято в обществе. Представь, бизнесмены разговаривают: ты кого спонсируешь? А я - вот этого. А такого-то спонсирует вот этот. О! Круто такого спонсировать…
- Как стать интересным для спонсора?
- Н у ж н о д а т ь п о н я т ь , что у него за счёт участия в этом проекте изменится круг общения, он будет работать, ну скажем, с крупными музыкантами. У богатых, но занятых довольно скучной деятельностью людей должно быть понимание, что спонсорство повышает их статус. Н а п р и м е р , с п о н с и р о в а т ь «Виртуозов Москвы» непросто, они не у каждого возьмут деньги.
- В очередь к Варваре Кальпиди меценаты уже строятся?
- Не то чтобы в очередь, но формат взаимодействия о п р е д е л и л с я . П о д д е р ж к а таких экстравагантных тем, как «масоны» или «огарки», невозможна была бы без полного доверия ко мне. Так доверяют и Абашеву в его теме. А поскольку мы все не более чем медиумы, то своё желание что-то делать я соотношу с некой предопределённостью темы. Тем-то у меня много. Но каждая реализуется как проект лишь в том случае, когда созрели предпосылки.