Покупая ребёнку гаджет с доступом в Интернет, мы невольно рискуем его психикой и благополучием. Ведь сегодня существует множество схем, через которые ребёнок может стать лёгкой добычей преступников. Но и лишить современных детей Сети невозможно. Как уберечь их от влияния «плохих людей»?
Воздействие на ребёнка увиденного в Сети адекватно оценить сможет далеко не каждый родитель. Лишь самые внимательные могут заметить, что после просмотра мультфильма у малыша вдруг изменилось настроение, он чем-то напуган.
В 2020 году в кибердружину (ресурсный центр профилактики деструктивного влияния информации на несовершеннолетних в Пермском крае. – Авт.) поступило более тысячи обращений от взрослых, связанных с воздействием публикаций и роликов, размещённых в соцсетях, на их детей. В некоторых случаях сотрудники передают информацию в правоохранительные органы, возбуждаются уголовные дела. Но порой найти преступников невозможно – администраторов у группы нет, а скриншоты родители сделать не успели.
Самые опасные
«Наиболее популярна у детей сеть «ВКонтакте», на втором месте – «Инстаграм». Третья соцсеть, пользующаяся особым интересом у младших школьников и подростков лет 12, – «ТикТок». Они несут много позитивного контента, но и много негативных вещей. Сильнее всего на детей влияет «ТикТок». Короткие видео дети воспринимают очень хорошо. Под видеороликами они находят гиперссылки, хэштэги, а переходя по ним, сталкиваются с самым разным содержимым. Иногда ссылки переносят в чат в телеграм-канале. Вайбер и Вотсап используются реже, там меньше анонимности, - рассказывают сотрудники кибердружины. - Не все тэги безобидны. Иногда в них предлагают детям быстрый заработок в выходные. В таких объявлениях речь идёт о закладках с наркотиками».
В Интернете, как и на улице, ребёнок столкнётся с угрозами. Важно научить его правильно реагировать.
Особенно беспокоит специалистов распространение разговорных приложений, контролировать переписку в которых почти невозможно.
Такие приложения, например, посвящённые аниме, дети скачивают бесплатно через Play Market. Ребёнок смотрит мультики, может побеседовать в приложении с такими же любителями аниме. Часто в мультиках встречаются сцены насилия и жестокости. А диалоги с незнакомцами – потенциальный источник опасности.
Был случай, в кибердружину обратились родители, заметившие, что в аниме, которое смотрит ребёнок, встречаются вклейки со сценами насилия в отношении главного героя. Посмотрев мультфильм, дошкольник стал очень тревожным.
В другом случае обратились родители подростка – в закрытой группе в соцсети была выложена фотография ребёнка интимного содержания. Организаторы группы в переписке шантажировали подростка и требовали денег за удаление фото из группы. Делом занялся Следственный комитет. Как оказалось, несколько юношей организовали группу, промышлявшую шантажом в соцсетях. Злоумышленников поймали, технику изъяли, дело направили в суд.
По словам экспертов, Интернет переполнен всевозможной информацией, оказывающей воздействие на психику. Так, в видео встречаются закручивающиеся или быстро меняющиеся кадры, создающие ощущение тревожности, в песнях – вставки с действующими на психику звуками. Периодически Роскомнадзор изымает такие видео из соцсетей. Однако опасный контент всё больше уходит в частные «чатики». И искать их очень трудно.
Разговор по душам
В УМВД по городу Перми рассказывают, что преступники бывают весьма хитроумны, планируя вовлечение детей в свою деятельность.
«Чтобы вовлечь несовершеннолетних к распространению и употреблению наркотических и психотропных веществ, злоумышленники мотивируют их лёгким заработком. Незаконную деятельность представляют в качестве игрового процесса (квеста). Наркотическим средствам придумывают благозвучное название», - говорят в пресс-службе городского МВД.
Как же уберечь детей от тлетворного действия соцсетей, как научить их правильно реагировать на угрозы в Интернете?
В этом вопросе эксперты-психологи единодушны: нужно с малых лет поддерживать доверительные отношения с ребёнком, следить, на какие приложения он подписан, что делает в Интернете. О некоторых серьёзных угрозах стоит предварительно поговорить, но очень аккуратно.
Психолог социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних Юлия Нечаева приводит примерный алгоритм такого разговора. По её словам, в беседе не должно быть никаких конкретных наименований.
«Вы начинаете задавать ребёнку вопросы, построенные так, чтобы он сам дошёл до определённого вывода. Например: «Ты же знаешь, что существуют запрещённые, вредные вещества? Наверное, в школе что-то об этом говорят. Как ты думаешь, откуда люди начинают узнавать об этом? Тебе кто-то уже про это рассказывал? Кто, по-твоему, занимается распространением этой пакости? Для чего он это делает? А он думает о тех людях, которые будут это употреблять? Ты прав, не думают. Его интересует только собственный кошелёк». Если ребёнок не отвечает на вопросы, начинаем потихоньку рассказывать. Дозированно, неконкретно», - говорит Юлия Нечаева.
Психолог рекомендует обсуждать не больше одной глобальной проблемы в неделю и возвращаться к теме разговора через два дня на третий. Первый разговор лучше запланировать на утро выходного дня. По словам психолога, если в разговоре будут использованы красочные примеры, это хорошо.
«Сейчас идёт очень жёсткая визуализация информации в соцсетях. Чтобы перебить это влияние, нужно дать ребёнку другую яркую картинку», - считает Нечаева.
Психологи уверены: чтобы уберечь ребёнка от любых негативных воздействий, важно ещё в маленьком возрасте сформировать у него критическое мышление. Например, во время просмотра мультфильмов можно обсуждать героев, задавать ребёнку вопросы: «Почему ты делаешь вывод, что он хороший?» Не стоит давать детям смотреть много рекламы. Так, по словам психолога службы доверия, реклама демонстрирует зависимое поведение, ведь в ней от всех бед героя спасают какие-то препараты.
Важно установить границы
Руководитель Ресурсного центра профилактики деструктивного влияния информации на несовершеннолетних в Пермском крае Ирина Чернова:
- Отпустить ребёнка в Интернет - то же самое, что выпустить на улицу: определённые угрозы будут обязательно. Когда вы впервые даёте гаджет ребёнку в руки, нужно тут же обозначить границы в его поведении. Дети доверчивы и не понимают, что информация может быть не очень хорошей или лживой. Да, сегодня есть программы так называемого родительского контроля, позволяющие снизить риски. Их устанавливают на гаджет. Но эта функция блокирует переходы по ссылкам не на 100 %. И ребёнок может открыть ссылку, которую программа не распознала, как вредную. Поэтому главное – говорить с ребенком, вместе с ним познавать мир Интернета.
Родителям, которые покупают игры своим детям, стоит самим посмотреть их. Негативный контент может быть двух видов: в самой игре - действия, которые совершают герои (жестокость, порнография и пр.), либо реклама после игры может нести контент для взрослых.
Подкупают любовью
Супервизор детского телефона доверия «Перемена плюс», директор учебно-методического центра «Вектор» Алина Селищева:
- В подростковом возрасте естественно отдаляться от родителей, иначе ребёнок не сможет стать самостоятельным. Ему нужно наработать какие-то свои контакты. Но его потребность в значимом взрослом остаётся. И вот тут огромное значение приобретают тренеры, учителя, которые для ребёнка будут примером. Если таких нет, то в окружении подростка могут появиться негативные авторитеты, которые затянут ребёнка в деструктивные сообщества. Именно в этом опасность плохих отношений с родителями. Схема вовлечения детей и подростков в подобные группы примерно такая. Сначала ребёнка подкупают «любовью», дают ему ощущение исключительности. Затем к нему обращаются с какой-то просьбой – берут на «слабо», говорят, что ты подведешь друга и пр. Потом всё становится более жёстким: подросток становится кому-то должен, подключается страх. Теперь его держат на качелях – от любви до страха: поступаешь плохо – угроза, вплоть до физического уничтожения.
Кстати
Дети, подростки и родители могут обращаться за помощью в службу доверия по телефону 88002000122 (круглосуточно, анонимно), и кибердружину.