60

Сделано коровой. Есть будете?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 41. АиФ Прикамье 06/10/2009

Купил, поел - как будто дома побывал. Местные молокозаводы на самом деле выдают продукцию, сильно отличающуюся от брендованных товаров, которые навязывает нам реклама транснациональных компаний.

Два мира - два вкуса

Крупное производство, ориентированное на захват межрегиональных рынков, диктует свои условия технологам и маркетологам. Натуральная сметана со сроком хранения три дня для такого производителя неинтересна. Крупные комбинаты заточены на выпуск долгоиграющих высокомаржительных продуктов. Высокомаржитальный продукт - так называются, например, йогурты в сложной упаковке. Предприятие занимается глубокой переработкой молочного сырья, использует огромное количество консервантов и пищевых добавок, что позволяет увеличить срок хранения продукта и - главное - продать его со значительной накруткой. Литр молока в Перми стоит в среднем 22 рубля. Сколько молока в стаканчике йогурта? А стоит он примерно столько же. Потребитель оплачивает рекламные ролики, пластик и вкусовые добавки, которые при современном уровне отраслевой науки считаются безвредными.

Высокая маржа позволяет промышленным монстрам выстраивать барьер между потребителем и производителем низкомаржитального, то есть более натурального свежего продукта. Молокозавод в райцентре, выпускающий традиционную сметану, не имеет средств для того, чтобы перекупить полки в супермаркетах. Его экономика устроена иначе. Технология не позволяет реализовать просроченный товар, перебив срок изготовления. Зато в масле нет усилителя вкуса масла, а творог пахнет парным молоком.

Куда ушла корова?

К 2006 году в Пермском крае осталось два крупных производителя молочных продуктов (на их долю приходилось 67% переработки молока). Формально в тройку лидеров входил ещё и Верещагинский молочный комбинат (около 13%), но фактически отрыв от первой и второй позиций был слишком велик по всем показателям.

Молокозаводы стали сокращать производство и закрываться, молочные хозяйства попали в зависимость от закупочных цен, которые диктовали два лидера перерабатывающей отрасли. Поделив территорию, они практически перестали конкурировать между собой. Дополнительный негативный фактор - большие расстояния от места производства молока до места его переработки. Транспортные расходы легли на сельхозпроизводителя невыносимым бременем. Если южные районы Пермского края смогли продавать молоко в соседние регионы, то всем прочим пришлось идти на сокращение поголовья и производства молока.

В 2009 году ситуация изменилась во многом благодаря вмешательству власти. Технология реанимации местных молокозаводов и вывода их продукции на региональный рынок не афишируется. Но результат - на витринах. Сегодня пермяк имеет возможность употреблять молоко, сделанное коровой, а не результат технологических ухищрений. Если так пойдёт, то, глядишь, и корова вернётся, а вместе с поголовьем вырастут надои.

Производство молока в хозяйствах всех категорий (тыс. тонн)

  2002 г. - 615,8
  2003 г. - 599,5
  2004 г. - 568,8 
  2005 г. - 525,5
  2006 г. - 508,0
  2007 г. - 510,1 
  2008 г. – 504,8
  2009 - в первом полугодии снижение на 2,3 к уровню первого полугодия  2008 года 
По данным ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОРГАНА ФСГС ПО  ПЕРМСКОМУ КРАЮ

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах