«Почему бы современной науке не помочь?» – так подумали учёные и создали суррогатное материнство.
Технологично божью функцию зарождения жизни можно описать так: у мужчины и женщины берутся половые клетки, в лабораторных условиях оплодотворяются, получается эмбрион, который запускают в утробу другой женщине.
Тут же противники искусственного зачатия всполошились: «Торговля людьми! Аморально!». Кто же прав в этом непростом вопросе?
Дорогой подарок
В Перми суррогатное материнство появилось около восьми лет назад. Ежегодно число желающих завести долгожданного ребёнка таким способом всё больше. И что интересно: дефицита по суррогатным мамам у нас в крае нет.
Однако не всякая желающая может выносить ребёнка за деньги. Отбор идёт жёсткий: от социального статуса до кипы справок о здоровье. Юлии из прикамской глубинки, можно сказать, повезло. Она по всем пунктам подошла на роль кандидатки в мамы. Два года назад она выносила ребёнка для бездетной пары.
– Физическая сторона вопроса не пугала, здоровье крепкое. Волновало другое: смогу ли я, родив малыша, расстаться с ним? Но мне объяснили: я творю волшебство. Люди грезят о ребёнке, но не способны его родить. И это истинное горе. Я представила, что делаю очень дорогой подарок. Свой ребёнок у меня уже есть, пусть и другие порадуются. Новорожденную девочку сразу же забрали родители. Я больше её не видела. Это и лучше, зачем душу себе теребить, – рассказывает Юля.
За выполненную работу молодая женщина получила 500 тыс. руб. На эти деньги они с мужем открыли у себя в городке службу такси. Собеседница хоть о свершившемся и не жалеет, но славы суррогатной мамы опасается. Понимает – не все её женский подвиг оценят.
Улучшить генофонд
– Относительно каждого человека есть воля Божия, – считает отец Вячеслав. – Господь по какой-то причине не даёт женщине ребёнка, надо молиться и понять это. Не факт, что завтра он его не даст. Если не даёт – иди в детский дом. Возьми двух, трёх, сколько тебе надо? Вырасти их. Они благодарны будут! Сделайте доброе дело.
– Многие бездетные пары как раз испытывают такую дилемму. Как лучше поступить: пытаться обрести ребёнка методом суррогатного материнства или идти в детский дом, – соглашается Денис Филимонов. – К сожалению, мы не знаем, какой генотип несёт ребёнок из детдома. Как правило, благополучные семьи не отказываются от детей. Мы прекрасно осознаём, что дитя может быть рождено от алкоголиков, наркоманов.
Поэтому в приоритете суррогатное материнство: в ребёнке собран генетический материал родителей. Мама во время беременности, как бы грубо это ни звучало, становится просто инкубатором. Она не передаёт никакой генетической информации. Жизнь иногда странно распределяет блага. Есть ответственные, хорошие семейные пары, которые могли бы стать шикарными родителями. Но они не могут иметь детей. А вот у асоциальных мам такой проблемы нет. А ведь дети, которые могли бы родиться в благополучных семьях – потенциал нашей страны. Они могли бы получить достойное воспитание, качественное образование.
Отец Вячеслав от подобных выводов предостерегает: говорить о том, что суррогатное материнство поможет улучшить генофонд страны, невозможно. Должно пройти время.
– Пока мы не знаем, чем это обернётся. Какие заболевания будут у этих детей. Не знаем, что передалось от той матери, которая носила ребёнка. Хотя врачи уверяют, что ничего. Но она в себе выносила плод! И самое главное – мы не знаем последствий для психики. Человек может быть физически абсолютно здоровым, но если у него нарушена психика, он будет недееспособным. Известно, что те фобии, которые заложены у человека с рождения, потом во взрослом возрасте проявляются. Страны, где был фашизм, отказались от суррогатного материнства. В Европе, а именно: в Италии, Германии, Франции считают, что это опыт над людьми.
Позиция против
Вячеслав ЗУЕВ, руководитель информационно-издательского отдела Пермской епархии, священник:
– Суррогатное материнство – это бизнес, поставленный на поток и приносящий огромные деньги тем, кто этим занимается. Чтобы простому человеку заработать такую сумму, нужно хорошо потрудиться несколько месяцев. А тут раз – и деньги в кармане.
Это аморально – заказывать ребёнка! За деньги нанимаем человека, чтобы он родил. Берём в аренду утробу матери. Всё превращается в товар.
Но главное – есть нравственные категории, на которых держится государство и всё общество. Наравне с честью, любовью к родине есть ещё материнство и долг перед своими родителями. Суррогатство разрушает институт материнства и все нравственные принципы. А те, кто начинают их попирать, думая, что это пройдёт безболезненно, постепенно будут исчезать как народ. Сейчас эта опасная тенденция раскручивается: всё продаётся, всё покупается.
Позиция за
Денис ФИЛИМОНОВ, управляющий пермской клиникой репродукции:
– Суррогатное материнство иногда является единственным шансом для женщины иметь своего ребёнка. Эту программу используем только в таких случаях. Например, при патологии матки или онкологических заболеваниях. Просто так, если женщина пришла и сказала, мол, сама рожать не хочет, фигуру бережёт, ей отказываем.
К нам в клинику олигархи не приходят. А ведь у биородителей расходы большие: ежемесячное пособие маме, съём жилья, врачи, наблюдение, плюс сама программа. Цена вопроса – от миллиона до полутора. Надо понимать, если люди готовы заплатить такие большие деньги, каково же их желание иметь своих детей! Что здесь неправильного?
К слову, во многих мусульманских странах существуют клиники суррогатного материнства. К нам приходят и мусульманские пары.