Как хорошо известно даже первоклашке, кролик - не только символ наступающего года, но и три-четыре килограмма легко усваиваемого и полезного мяса с ценным мехом в придачу.
По оценкам экспертов, потенциальная ёмкость рынка только кроличьего мяса в Прикамье может составлять порядка шести тысяч тонн ежегодно. Почувствуйте разницу: по подсчётам специалистов краевого минсельхоза, в этом году все кролиководческие хозяйства и фермеры региона «на-гора» произвели около пятисот тонн. Выращивать, как видим, ещё есть куда. А если учесть, что «пушистые и ушастые» - самые скороспелые и плодовитые из всех сельскохозяйственных зверьков, то всем мечтающим о фермерской карьере либо дополнительной прибавке к кошельку сам Дед Мороз велел призадуматься: а не податься ли в кролиководы?
Франшиза с хвостиком
За два года в Прикамье была выдана 31 агрофраншиза по кролиководству. Все новоиспечённые фермеры-кролиководы, как заверили в краевом минсельхозе, уже встали на ноги и работают, пусть и с разной степенью успеха.
Ждём бума и моды
Сегодня в Пермском крае агрофраншизу по разведению кроликов предлагают четыре базовых хозяйства. Одно из них - предприятие семьи Мочаловых «Осинский кролик», которое реализует агрофраншизу «Разведение кроликов по акселерационной технологии «12 мини-ферм». Только за этот год от их хозяйства «отпочковалось» 12 новых питомников с лопоухими обитателями.
- Разведение кроликов, без сомнения, перспективное дело, - считает Ольга Мочалова. - При правильном подходе начинающие предприниматели уже через четыре месяца после приобретения франшизы могут рассчитывать на стабильный доход в размере 15-20 тысяч рублей. В среднем все затраты на мини-фермы, животных и корм окупаются за два года. Можно и раньше, тут всё зависит от самого фермера.
По её словам, сегодня в Москве и Питере наблюдается настоящий бум на кроличье мясо, спрос уже опережает предложение. Через несколько лет, убеждена Ольга Мочалова, мода на здоровое питание дойдёт и до Прикамья. А значит, вырастет и спрос на крольчатину.
Не думай о сбыте свысока
Кстати, чем раньше начинающие кролиководы озаботятся поиском рынков сбытов, тем быстрее станут на ноги.
- Предприниматели, решившие заняться кролиководством, должны чётко понимать, что недостаточно просто вырастить животных. Очень важно сразу же озаботиться вопросом, куда вы будете сбывать свою продукцию. Например, в рестораны, магазины. Конечно, в первый год эта проблема решается за счёт того, что базовое предприятие, согласно договору, приобретает выращенных кроликов, но чем раньше фермер найдёт свои рынки сбыта, тем лучше, - отмечает начальник отдела развития малых форм хозяйствования на селе минсельхоза края Вера Цыпуштанова.
Шкурка выделки не стоит?
А как же шкурки, спросит дотошный читатель, памятуя про ценный мех? По большому счёту, сегодня отрасль переработки и, самое главное, пошива вещей из кролика в Прикамье не развита.
- Сегодня в регионе явно не хватает крупного предприятия, которое бы занималось пошивом меховых изделий, в том числе из кролика. Каждое кролиководческое хозяйство вынуждено само решать этот вопрос в индивидуальном порядке: либо договариваться со скорняком, либо - с ателье. Второй вариант обычно значительно дороже. Мы, например, заказываем пошив шуб из своих шкурок знакомому скорняку, мастеру своего дела. Так что это ниша свободна в нашем крае, - подчеркнул в беседе с корреспондентом «АиФ-Прикамье» директор ООО «Торговый дом «Пермский кролик» Александр Кибанов.