Российские психиатры озабочены ростом женской преступности. Выяснилось, что женщины, совершившие убийство не в состоянии аффекта, убивали своих жертв в основном из ревности и в алкогольном опьянении.
Поводом для совершения тяжкого преступления ни в одном из случаев не была угроза для жизни. Мотивы убийств, кроме ревности, - злость, корысть, депрессия, желание контролировать партнера, неадекватные навыки общения.
Бьёт - значит любит?
Осужденная исправительной колонии №32 тридцатичетырехлетняя Алена Шимановская четвертый год отбывает наказание за убийство сожителя. Уверяет: он пьянствовал, гулял, приводил домой друзей, к ним же ревновал свою женщину и постоянно ее избивал:
- Я убегала к маме, а он потом приходил, стоял на коленях, чтоб простила, забирал меня, всю синюю от синяков…
Почему не расстались? История стара, как мир: любила, жалела, надеялась, что совместная жизнь наладится.
В тот роковой вечер, уверяет Алена, мужчина изрезал ей руку. А она, защищаясь, ударила его ножом. Но суд назвал действия убийцы умышленными и наказал женщину одиннадцатью годами лишения свободы.
Как явствует из приговора, потерпевший сидел на кровати, когда женщина нанесла ему два опасных для жизни удара колюще-режущим предметом в шею. В момент преступления оба были в состоянии алкогольного опьянения. Увидев кровь, женщина испугалась и убежала из дома. Вернулась через час, со знакомыми. Сожитель был еще жив, Алена попросила соседей вызвать «скорую».
Прощение - за чистой речкой
Свидетели показали, что женщина нередко учиняла скандалы ревности, в пьяном виде была агрессивна, сыпала угрозами и избивала гражданского мужа. Физически он был слабее её. Односельчане свидетельствуют, что сожительница раньше наносила ему даже удары топором.
В надзорных жалобах Алена просила то учесть аффект, вызванный аморальным поведением жертвы, то - вынужденную самооборону. Но суд не внял ее просьбам, сочтя приговор обоснованным.
- Он мне снился до прошлого года, - говорит женщина, избегая называть убитого по имени, - а в последнем сне перевел меня через чистую речку, погладил теплой рукой. Знающие люди растолковали: значит, простил. А то ведь чувство вины меня чуть до «психушки» не довело.
В колонии Алена черпала душевные силы в посещении молитвенной комнаты и в переписке с другом. Психологическая характеристика осужденной, составленная специалистами учреждения, помогает справляться с ее склонностью к конфликтам.
Синдром третьего
Ревность – спутница любви, говорят психологи, - она рождает подозрительность и душевную боль. Но нельзя говорить, что ревность возникает из-за любви. Чаще всего за ревностью скрываются собственнические чувства. Любовь же окрашена совершенно другими эмоциями — доверием, желанием счастья любимому человеку.
Ревность может обратиться в болезнь. Тогда человеку достаточно любого подозрительного взгляда, чтобы уличить супруга в неверности. Ревнивец придумывает ситуации, развивает их, живет ими. На медицинском языке это называется «синдромом третьего». Воздействовать на такого человека доводами рассудка бесполезно. И нет ничего зазорного в том, чтобы в подобном случае обратиться за помощью к врачу.
За высоким забором у Алены растет сын, её ждут родители.
- И никто мне больше не нужен, когда выйду на свободу, - устало говорит женщина в казенной косынке.