2000 километров - ровно такой протяжённостью был маршрут путешествия пермячки Татьяны Никульниковой. За месяц она побывала вместе со своим двухколёсным другом в Швеции, Дании, Германии, Нидерландах и Бельгии. В планах Татьяны - объездить всю Европу, что, по её мнению, уместится в 7-8 поездок.
«АиФ-Пермь»: - К чему должен быть готов велопутешественник?
Т.Н.: - К приключениям, к неожиданностям. Как к хорошим, так и плохим. Я сейчас ничего нового не говорю. Когда ты едешь на велосипеде, планировать что-то жестко вперед одного дня бессмысленно. Я составляла план и на неделю, и на две, но всегда из него вываливалась. В конце концов просто оставила это пустое занятие. Нужно иметь запас времени, если уже известен конец, например обратный билет уже куплен. Ты зависишь от погоды, от своих рук и ног, от расписаний паромов и направления ветра, что-нибудь может сломаться, и тебе придется тащить велосипед до ближайшей мастерской или тратить время на ремонт. Надо быть готовым к тому, что временами будет тяжело, тут нужно просто проявить характер. Нужно знать языки. Даже свободное владение английским не всегда спасает. Потому что случайный интересный человек может на нем очень плохо говорить. В Германии я несколько раз жалела, что не знаю немецкого. А в остальном все слишком зависит от манеры путешествовать.
«АиФ-Пермь»: - Сейчас модно совершать велопутешествия по Европе, да и вообще на дальние расстояния. С каким уровнем подготовки ты бы посоветовала начинать такие поездки?
Т.Н.: - Да с любым. Это не зависит от уровня подготовки, это может каждый. Сел и поехал. И получится что-то свое. Пусть ты проедешь 30 километров в первый день – это не важно. Чем больше я путешествую, тем больше понимаю, что в этом нет ничего сложного и хитрого. Только и всего нужно любить велосипед. И я не гуру, я просто одна из многих.
«АиФ-Пермь»: - Давай поговорим о тебе. Чем тебя лично привлекают путешествия именно на велосипеде?
Т.Н.: - Банально, но во-первых, велосипед – это свобода. Я не завишу от поездов, автобусов, от автозаправок, дорожных знаков, запретов на движение в центре города на автомобиле. Я еду туда, куда хочу, по любой дороге. Велосипед проедет там, где не проедет автомобиль. Я не бронирую отели, не привязываюсь к ним, я сплю там, где хочу. Мне нравится, что можно остановиться в любом месте в любой момент, сделать пару кадров, заговорить с любым человеком, поваляться на траве, помочить ноги в море. Ты открыт миру, а не сидишь в железной коробке с четырьмя колесами. И мне нравится вот это чувство, когда ты вроде бы выехал на обычную вечернюю прогулку, а вокруг тебя все меняется: культуры, лица, языки, архитектура, вывески на витринах. Ты сначала этого не замечаешь, а потом начинаешь вспоминать, сравнивать, что было вчера, неделю назад и просто цепенеешь от восторга.
Когда-то думала, что путешествующий велосипедист чем-то отличается от другого путешественника и вызывает интерес у местных. То есть это повод для контакта, для беседы. Якобы это тебе придает оттенок уникальности, избранности что ли. В Европе этот миф постепенно развеялся. Там это норма, на тебя почти никто не обращает внимания. По крайней мере в тех странах, где велосипед – это обычный транспорт, как Дания или Голландия. Где же тут повод для славы?
«АиФ-Пермь»: - Какая страна из тех, где ты была, тебе показалась наиболее комфортабельной с точки зрения велоинфраструктуры?
Т.Н.: - Нидерланды. Велосипед – это часть культуры в этой стране. Ты едешь по велодорожкам, веломостам, останавливаешься на велосветофоре, паркуешь велосипед у любого магазина и настолько к этому привыкаешь, что начинаешь задумываться: «Неужели где-то может быть по-другому?» Комфорт – это отсутствие некомфорта. В Голландии ты просто нигде не имеешь проблем с велосипедом. А вообще во всей западной Европе комфортно. Кто был – тот знает.
«АиФ-Пермь»: - Как часто ты путешествуешь?
Т.Н.: - Я путешествую 40% своего времени. Это не только велопутешествия, но и командировки в другие страны по проектам, выходные и так далее. Если я сижу дома, хожу на работу месяц и никуда не еду в течение этого месяца, то меня начинает ломать, как наркоманку. И я думаю: «Так, надо срочно куда-то свалить на пару дней!»
«АиФ-Пермь»: - Опиши велопутешествие своей мечты.
Т.Н.: - Любое велопутешествие – это мечта. Иначе в нем нет смысла. Я начинаю с Европы, мне в принципе сейчас интересны западноевропейские народы, и это хороший опыт для чего-то более сложного, как в смысле организации дорожного быта, так и в духовном смысле. Европейская культура нам русским ближе и понятнее. Я была в Китае и Корее и поняла, что пока не готова изучать эти древние культуры достаточно глубоко. А планов куча, у меня есть символичные города, моменты, которым хочется посвятить каждое путешествие. Что-то связано с рок-н-роллом, что-то с личными воспоминаниями. Хочется проехать Америку от Атлантики до Тихого океана или, скажем, сделать музыкальное путешествие – останавливаться в разных местах и джеммовать с местными музыкантами. Это и опыт в музицировании, и одновременно сбор фольклора разных народов. Как братья Гримм в путешествии по Германии собирали сказки. В европейских городах я часто видела уличных музыкантов, которые играли самую разную музыку. В Брюсселе 70-ти летний дедушка так самозабвенно и естественно играл «Лэйлу» Клэптона, что хотелось просто к нему подойти, познакомиться и слабать что-нибудь вместе. Свои велопутешествия я называю «Блюзы новых дорог», потому что без музыки они не обходятся. Но пока больше слушаю, впитываю, чем играю.
В последнее время стала приходить мысль о том, что другие страны и народы я уже знаю лучше, чем свою родную страну, такую огромную и многополярную. Поэтому по России хочется путешествовать тоже, но непременно с размахом, «от Москвы до самых до окраин». Иначе ее не прочувствуешь.
60 километров по задымлённой трассе. Пермская велотуристка покорила Тасманию
«В лесу все честнее, все просто». Пермяк об одиночных путешествиях по краю
Бегом от лифта