Ранее мы уже публиковали информацию о ситуации на химическом предприятии в посёлке Крым. Денис Книгин, директор Пермского филиала ФГУП «Российского научного центра «Прикладной химии», обратился к руководству МЧС по Пермскому краю с письмом о том, что в случае отключения их предприятия от источников электроэнергии и тепла на некоторых установках может произойти разгерметизация и ядовитые вещества попадут в окружающую среду. Мы побывали на месте, чтобы выяснить, велика ли опасность возникновения катастрофической ситуации.
Там цех стоит, там лисы ходят
Подъезжаешь к предприятию и будто попадаешь в иную реальность: полуразрушенные здания с выбитыми стёклами, огромные территории, пустующие корпуса цехов и … безлюдье.
- Там, где цехи бездействуют по 10-15 лет, «Сталкера» снимать можно, - грустно шутит Алексей Задорин, и.о. главного инженера предприятия. - А вообще природа берёт своё. У нас уже лисы с зайцами на территории появляются, а в технических водоёмах – рыба завелась.
Алексей Евгеньевич по совместительству ещё и начальник цеха № 3. В огромном корпусе работали когда-то несколько сотен человек, сейчас только 9.
Денис Книгин: - На предприятии осталось всего 186 человек, - говорит Денис Книгин. - Но когда я познакомился с работниками, понял, что мы выиграем любую войну. Эти люди, порой в ущерб себе, держат оборону на маленьком участке земли. Продажу этого предприятия я сравниваю с продажей кусочка границы.
«АиФ-Прикамье»: - А что вы производите?
Д.К.: - Компоненты для иностранных производителей, выпускающих современные аккумуляторы пятого поколения. Россия в основном работает на батарейках второго поколения. Производим вещества для так называемой «голубой крови», кровезаменителя, который был опробован в Афганистане и спас жизни многим российским солдатам. Делаем компоненты, которые используются для защиты российских подводных лодок. Практически единственные в стране производим компоненты для ракет «Тополь», «Булава», а это ядерный щит России. Недаром нас когда-то внесли в список стратегических предприятий. К сожалению, это не помешало рейдерам вывести из госсобственности и продать в прошлом году 22 действующих объекта предприятия, проданных всего за 37 млн руб.
«АиФ-Прикамье»: - Как это могло произойти?
Д.К.: - На мой взгляд, всё началось с того, что куратором нашего предприятия стал Алексей Карпенко, работавший в головном предприятии Санкт-Петербурга. Сам Пермский филиал о продаже объектов недвижимости узнал из объявления в газете о предстоящих торгах. По сути, начался рейдерский захват. В последствии мы с удивлением обнаружили, что Карпенко - известный в России мошенник родом из Омска. В настоящее время он находится во всероссийском розыске.
По секрету - всему свету
«АиФ-Прикамье»: - Ваше производство относится к числу опасных. В чём сейчас состоит реальная угроза окружающей среде и здоровью людей?
Д.К.: - Отключение электричества влечёт за собой остановку агрегатов, обслуживающих все сильнодействующие ядовитые вещества. Есть ёмкости, где давление нагнетается насосами. Если не будет давления, то жидкость и газ получат свободу. Это приведёт к разгерметизации установок. Если говорить о тепле, то от него зависит практически всё. У нас есть понятие водяная завеса. Какая вода может существовать при температуре ноль и ниже? Паром мы отапливаем все трубопроводы, по которым наша химия бежит. Часть из существующих ёмкостей пластиковые. Если даже стеклянная банка на морозе растрескается из-за образовавшегося в ней льда, то здесь последствия могут быть более тяжёлыми. Если химикаты вырвутся на свободу, то они загрязнят атмосферу.
По паспорту безопасности нашего предприятия, зона поражения втором - это основной наш компонент - 4650 м в радиусе. Диаметр - почти 10 км. В эту зону попадают 2 детских сада, детский дом, Дом культуры, санаторное учреждение. Объём нашего производства превышает в разы нормативы ПДК. У нас накопилось огромное количество вредных отходов, которые мы должны дезактивировать на площадях проданных корпусов. Но мы не можем этого делать, потому что новые арендаторы строят отношения только на принципах коммерции. Они вынуждают нас арендовать помещения. Но если мы на это согласимся, то должны будем платить 11 млн. руб. ежемесячно. Сейчас они пытаются отсудить оборудование.
«АиФ-Прикамье»: - Получается, что секретное производство попадёт в руки неизвестным лицам, непрофессионалам?
Д.К.: - Мы - стратегический объект с режимом секретности. Но о какой режимности можно говорить, если продано помещение контрольно-пропускного пункта? У нас есть помещения, где находится секретное производство, там установлено оборудование министерства обороны. А сейчас территория открыта для посторонних лиц. Новые владельцы сдают помещения субарендаторам. Подумайте: в санитарной зоне сейчас кто-то лес перерабатывает, кто-то металл режет, машины ремонтирует? Есть у нас индивидуальный предприниматель Гасымов из Дагестана. Его очень интересует наше производство, и он арендует всё больше и больше площадей. Я не удивлюсь, если завтра в его руках окажется опасное химическое производство и секретные российские объекты.
Комментарий
Ольга Гуляева, зам. прокурора Кировского района г. Перми:
- Мы проводим комплексную проверку по всем заявлениям руководства Пермского филиала ФГУП «РНЦ «Прикладной химии». При нашем содействии проведены переговоры с ООО «ПСК» о возможности реструктуризации долга и вероятности подключения тепла с целью недопущения угрозы технического сбоя на предприятии, который бы мог привести к загрязнению окружающей среды.
Ведутся переговоры с новыми владельцами части территории химпредприятия - ООО «УК «Прикладная химия» - об отсрочке выведения из производства действующих корпусов.
Руководство завода обратилось в Следственное управление Следственного комитета РФ по Пермскому краю по поводу незаконности действий судебных приставов. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела. Но поскольку головное предприятие находится в Санкт-Петербурге, то, возможно, сначала проверка будет проведена там.
По нашей инициативе создаётся комиссия по ЧС. Сейчас решается вопрос, будет ли она действовать при администрации района или администрации г. Перми.
Подключилась к проверке соблюдения законов охраны природы Пермская природоохранная прокуратура.
Полный вариант статьи читайте в №43 «АиФ-Прикамье»