- Когда в 1957 г. поступала в авиатехникум, мыслей стать лётчицей не было, - рассказывает Галина Олеговна. - Но вы помните, что в этот год запустили спутник? Плюс ко всему полёт Гагарина в 1961-м - в год окончания техникума. Королёв говорил, что через 20 лет полетим в космос по профсоюзным путёвкам. И это казалось вполне достижимым. В общем, в аэроклуб пошла, потому что хотела полететь в космос. Большую роль сыграла удача: в 1964 г. меня взяли в экспериментальную группу лётчиц, которых готовили к установлению мировых рекордов на реактивных самолётах. Отряд из 20 человек возглавлял генерал Пахомов - отец знаменитой советской фигуристки Людмилы Пахомовой. Это был самый счастливый период в моей лётной карьере. Летала на МиГ-15 и МиГ-17. Это были невероятные самолёты - быстрые, с огромными возможностями. Адреналин бил через край.
Всё изменилось вскоре после полёта Терешковой. Королёв сказал, что баб на космодром больше не допустит, и с мечтой о космосе пришлось распрощаться. Летала командиром пассажирского Як-40 в Средней Азии, на Памире. Освоила самые сложные горные трассы. Таджикистан - интересное место, любопытные люди. Некоторые аксакалы, увидев пилота-женщину, требовали выпустить их из самолёта. Вот с коллегами-мужчинами никаких проблем не было - ни с начальством, ни с членами экипажа.
Думаю, была хорошим лётчиком, раз меня пригласили принять участие в серии рекордных полётов на Ил-62. Летать на нём нас учил знаменитый Владимир Коккинаки. Он в свои 65 лет работал лётчиком-испытателем в КБ Ильюшина. Самый дальний рекордный полёт на 10 с лишним тысяч километров мы совершили из Софии во Владивосток. После нас и открыли беспосадочные рейсы из Москвы на Дальний Восток и на Камчатку.
В конце 70-х я решила вернуться домой, в Пермь. Переучилась на Ту-134, стала командиром корабля - единственной в СССР.
В память о прошлом
- Сейчас дело моей жизни - музей. Хочется сохранить то, что ещё возможно. Когда разгоняли Пермское высшее авиационно-техническое училище (ПВАТУ), я видела, как люди плакали, глядя на разрушенный аэродром и исчезающие один за другим самолёты. Всю материальную базу училища уничтожили быстрее чем за месяц. Я люблю технику. И когда ломают самолёт, у меня болит душа. Знаю, сколько сил, труда и знаний было вложено в этого красавца.
Затем исчезло Пермское высшее военное командно-инженерное училище (ВКИУ). Я была очевидцем тех событий: растаскивали по гаражам оборудование, ракетные двигатели закапывали в лесу за Камой, чтобы сберечь их для будущего. Сейчас мы их разыскиваем. Я сама ходила там с металлоискателем. Но ничего, кроме больших ям, оставленных «чёрными» копателями, пока не нашли.
Было больно смотреть, как аэроклуб выгоняли из их здания в Тополевом переулке. Многое растеряли, я забрала в музей только парашют. Хотела взять галерею портретов 28-ми пермских лётчиков - Героев Советского Союза, но, увы, не успела. Если их кто-то сберёг, принесите в музей, это наша общая история.
Всё по-настоящему
Всего второй год существует музей, который создала знаменитая лётчица, но там уже есть что посмотреть.
- Любопытно, как раньше летали зимой в открытых кабинах? - спрашивает Галина Олеговна и тут же отвечает. - Вот смотрите - лётный комбинезон и меховые перчатки. И обратите внимание, в планшет вложена настоящая грамота 1944 г., которую вручали в День Всесоюзной Сталинской авиации. А этот экспонат очень удивляет детей. Они с трудом верят, что оранжевый шар и есть тот самый чёрный ящик - бортовой самописец. Ребятам нравится всё трогать руками, сидеть в катапультном кресле с МиГ-25, надевать скафандры и шлемофоны.
А вот смотреть на стоящий в углу мотор детям не очень интересно. Для меня же этот первый отечественный поршневой двигатель Аркадия Швецова - живая история. Его ставили на наши самолёты в Великую Отечественную, а спустя четверть века после войны этот же двигатель стоял на Як-18, на котором я училась летать.
В создании экспонатов много помогают студенты техникума. Несколько моделей самолётов они сделали своими руками. Есть макет аэроплана, на котором Пётр Нестеров впервые в истории авиации выполнил мёртвую петлю. Есть модель «Блерио-11» - первого самолёта, показавшегося в пермском небе. На нём прилетел в краевую столицу известный поэт Василий Каменский. Он любил показательные полёты над Камой. Именно он придумал слово «самолёт», которым заменили «аэроплан», использовавшееся на заре авиации. Поставить Василию Каменскому памятник в Перми - ещё одна цель, которой хочется добиться.
Досье
Галина Смагина родилась 31 октября 1942 г. в Перми. Окончила Пермский авиационный техникум, Московский институт инженеров гражданской авиации. Работала лётчиком-инструктором на самолётах МиГ-15, МиГ-17. В 1977 г.
в составе женского экипажа на самолёте ИЛ-62М участвовала в установлении пяти мировых рекордов. Командир корабля ТУ-134 в пермском авиаотряде.