Пермь, 11 июля – АиФ-Прикамье. В Краснокамске прошел фестиваль «Мой Союз», посвященный эпохе и культуре Советского Союза. После двадцатипятилетнего периода по улицам города вновь промаршировали пионеры.
Ради этого на один день был перекрыт проспект Мира – пожалуй, самая широкая улица в Краснокамске. Основной площадкой стала площадь перед домом 9 – памятником архитектуры тридцатых годов, некогда первым каменным жилым зданием города. В тему: здесь же на первом этаже располагается один из самых милых музеев всего Прикамья – экспозиция советского быта «Коммунальная квартира».
По проспекту из одного конца в другой маршировал отряд пионеров: белые рубашки, красные галстуки, пилотки того же цвета (принадлежностью формы не были. – прим. «АиФ-Прикамье»). Без устали юные «ленинцы» горланили в этот день речевку: «Кто шагает дружно в ногу?!» – «Уступайте нам дорогу!» Это, так сказать, парадная сторона. В это же время на «изнанке», в переулочке, в подходящем месте – под хорошо сохранившимся мозаичным панно в стиле минувшей эпохи на стене бывшего кинотеатра – оказался местный «Бродвей». Здесь стиляги в разноцветных пиджаках и узких брюках разучивали твист и прочие «нерекомендуемые» танцы со всеми, кто мимо проходил.
В другой стороне, у «Детского музея», – курсы по ликвидации безграмотности: фактически диктант, добровольная проверка правописания. Тем, кто справился, – а может, и не справился, оценок-то не выставляли, – выписывали справку на память.
А на углу площади притулился «Центральный колхозный рынок». Здесь на вещевом прилавке были одеколон «Шипр», крем «Балет», желто-коричневое хозяйственное мыло (говорят, для отстирывания пятен вручную лучше по сей день ничего не придумано), зубной порошок (кто-нибудь помнит, каков он на вкус?), значки ГТО, кляссеры с почтовыми марками, вызывавшие дрожь зависти у приличного советского ребенка. Книжный развал с бездонными Майн Ридом и «Юношеской библиотекой» – Пермское книжное издательство напечатало их, наверно, еще на эпоху вперед. И все это – сугубо за советские денежки: ассигнации с профилем Ленина и монетки с гербом СССР на реверсе. Вот когда настал черед копилок и кубышек с советским дензнаками, у многих скопившихся дома без применения.
Пенсионер Александр Якимов, в прошлом – строитель, прораб, сразу видно, человек основательный. Явился с копилкой. Отсчитав рублики, мужчина прикупил брелок с символикой фестиваля и конфеты.
«Я страдаю по Советскому Союзу! – признался мужчина. – У меня дома все советское. Я только эти вещи и собираю».
Тех же, кто забыл или не поверил, что будут торговать на старые деньги, выручал один местный парень, организовавший меняльную лавку: обменивал советские купюры на нынешние по курсу один к тридцати.
С книгами просто – продавались по номиналу (государственная цена печаталась на обороте обложки). Что касается потребительских товаров, то тут, как всегда, надо было торговаться.
«Мальчик, вообще это стоит семь рублей, но тебе отдам за пять», – оценив юного покупателя, сообщила продавщица, девушка с азартными огоньками в глазах. «Больше трех в одни руки не даю!» – то и дело объявляла она столпившимся у прилавка покупателям.
У старшего поколения, как выяснилось, наибольшим спросом пользовались мыло, одеколон «Шипр» и «Красная Москва», у детей – леденцы на палочке и другие конфетки. Заместитель главы города Наталья Дейкало, понаблюдав за бойкой торговлей, пришла к выводу, что товары-то, пролежавшие на складах более двадцати лет, оказались качественными: не объяснить такого спроса одной лишь ностальгией.
«Мужчина! Есть «Мальборо»... – послышался вдруг слащавый шепот и кто-то осторожно прикоснулся к локтю. – По полтора рубля пачка».
Непонятная личность маленького роста в дымчатых очках – вроде дама, судя по юбке, но с короткой стрижкой, –прижала к груди заграничный журнал. Даже там, где торгуют по рыночным ценам, есть спекулянты.
Краснокамск не может похвастаться стариной, как Чердынь или Оса, сохранившимися архитектурными ансамблями, как Соликамск, духом легенд, как Красновишерск, или раскрученными событиями, как «Небесная ярмарка» в Кунгуре. Этот город весь – плод советской эпохи (официально основан в 1938 году). И дорожит тем, что у него есть. Как один из первых соцгородков, – каковым являются, например, и Березники, но там не припомнить «сталинского ампира», – он целиком спроектирован ленинградскими архитекторами по науке: улицы пересекаются, в основном, под прямым углом, изначально предусмотрены общественные пространства – парки.
«Мы хотели бы, чтобы город наш стал бы городом-музеем того времени, – говорит заместитель главы Краснокамска Наталья Дейкало. – Он и прославился, как город первых пятилеток. Он компактно спроектирован и с любовью построен. Городов, созданных так на пустом месте, во всей России по пальцам пересчитать. Мы хотим сберечь историю советского периода, и сделать так, чтобы эта история была живой: сохранить то, что было создано до нас, что заложено нашими бабушками и дедушками, которые искренне хотели хорошей жизни для себя и для нас того же хотели».
Тогда уж, если всерьез рассматривать эту идею, нужно, чтобы вся жизнь в городе на один день, насколько возможно, глубоко возвращалась в Советский Союз. Общественный транспорт весь на прежние монетки не переведешь, но чтобы был один автобус, экскурсионный, с проездом за шесть копеек. Надо завесить современную рекламу всяких там шин и автосалонов и поверх накрепить мускулистых рабочих с лозунгами типа «Наша цель – коммунизм» и «Решения XXVI съезда КПСС – в жизнь!» Вместо таксофона под козырьком должна стоять красная будка с облупившейся краской и желательно выбитыми стеклами – и чтобы по телефону-автомату «за две копейки» можно было позвонить. Пионеров научили отдавать салют, но, когда те, в свою очередь, принимали в пионеры гостей, никто не предупредил, что красный галстук повязывается под воротник, а не на голую шею. И подобных деталей масса.
Организаторы, впрочем, оговариваются, что фестиваль был первым, стало быть, «черновым», а намерены они сделать «Мой Союз» постоянным и рассчитывают занять с ним место в календаре событийного туризма Прикамья.