Строить плохо и криво – выгодно! Не раз доказано в Пермском крае. Уже стал притчей во языцех «золотой» драмтеатр в Кудымкаре, на ремонты-реконструкции которого за десять лет потратили миллиард рублей. Теперь у него появился конкурент – дорога до аэропорта Большое Савино.
«Дурачки» построили?
Реконструкция шоссе Космонавтов от реки Мулянки до аэропорта, которую провели в 2013-2015 гг., стала одним из главных дорожных проектов при предыдущем губернаторе Викторе Басаргине. И по придаваемому значению, и по затратам. По госконтракту на неё потратили около 1,8 млрд рублей. «Дорогу с извилинами» спроектировала компания ООО «БалтМостПроект», а строило ОАО «Пермдорстрой», ныне банкрот. Уже во время реконструкции крутые повороты вызвали немало недовольства у водителей.
Уже не станет. Недавно гостивший в родном городе экс-губернатор края Юрий Трутнев назвал «дурачками» тех, кто построил «кривую» дорогу до Большого Савино. Кстати, питерские проектировщики оправдывали излишнюю извилистость дороги тем, что вдоль неё идёт множество коммуникаций, над которыми якобы нельзя вести строительство. Чтобы выпрямить магистраль, пришлось бы перекладывать сети, которые находятся на балансе частных компаний. А это, мол, большие траты и нецелевое использование бюджета.
Однако сейчас краевые власти заявляют, что будут спрямлять дорогу. И на это региональный Минтранс запрашивает у краевого Минфина 300 млн рублей.
«Технического проекта по спрямлению шоссе Космонавтов на этом участке ещё нет, есть только варианты, как это сделать. Мы их рассмотрели на научно-техническом совете. Возможно, проект окажется дешевле. Поступает много обращений от жителей Перми и края, которые просят выпрямить участок магистрали от Нижних Муллов до Большого Савино. В ходе онлайн-голосования за это высказались 73% пермяков», – так объяснял депутатам необходимость новых трат на пленарном заседании Заксобрания 17 августа министр транспорта Пермского края Николай Уханов.
Надо исправлять
Многие эксперты единодушны: спрямлять дорогу нужно. Это для мозгов извилины хорошо, а для дорог – не всегда.
Директор института транспортного планирования «Российская академия транспорта» Михаил Якимов в своё время вообще выступал против такой реконструкции шоссе.
«Из всех выездов из Перми этот участок был самым малозагруженным. И я не видел смысла в таких капиталовложениях, потому что и сегодня здесь нет потенциала для увеличения автомобильного потока. Дорога находилась в приличном состоянии, поэтому можно было обойтись обустройством регулируемых переходов со светофорами. Но раз уж реконструировали так неудачно, то теперь надо спрямлять. Оставлять в таком виде нельзя. Давайте сравним с дорогой Стахановская – Чкалова – Ива, которая находится внутри города. Радиусы её кривых рассчитаны на скорость 110 км/ч. А радиусы на трассе в аэропорт – 50 км/ч. Где логика? Если учесть, что магистраль за городом должна способствовать тому, чтобы быстрее добраться в аэропорт или обратно в Пермь. Это всецело ошибка проектировщиков», – говорит Михаил Якимов.
Комментарий
Заслуженный строитель РСФСР, главный инженером УКСа горисполкома Перми (1970-1992 гг.) Михаил Плеханов:
«Недавно проехал по этой дороге в аэропорт. Сильно удивился: «Зачем наделали такие повороты?». Это большая проектная недоработка – строить трассу с такими карманами и извилинами, чтобы терять скорость движения и время. А ещё это потеря престижа: ехать в аэропорт по какой-то деревенской извилистой дороге. Однозначно, шоссе надо спрямлять, чтобы увеличить разрешённую скорость. Из плюсов выделил бы здесь надземные пешеходные переходы».