Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
Примерное время чтения: 8 минут
97

Начальник — не мама. Как побороть страх на первой работе

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 31. АиФ-Прикамье 30/07/2025
Главное — верить в себя
Главное — верить в себя freepik.com

Сотни пермских специалистов, окончивших в этом году ссуз или вуз, скоро выйдут на свою первую работу. Трудоустройство — момент волнительный. Молодые люди часто переживают, справятся ли они с обязанностями, смогут ли наладить контакт с коллегами, угодят ли начальству. Как побороть тревогу и повысить свою продуктивность, рассказала психолог, сказкотерапевт, психодраматерапевт Мария Давыдова.

Сначала выдыхаем

Ирина Вервильская, «АиФ-Прикамье»: Нужно ли отдыхать после окончания учёбы, экзаменов?

Мария Давыдова: Отдых важен для восстановления нервной системы. Прежде чем идти работать, лучше перевести дух, ведь те решения, которые мы принимаем, пережив серьёзный стресс, не всегда взвешенные. А когда вы отдохнули, напитались энергией, у вас больше интересных идей и сил.

— Какая продолжительность отдыха оптимальна? Месяц, два?

— Расслабляться следует до появления желания чем-то заняться. У каждого человека это будет свой промежуток времени. Однако желание заняться делом иногда возникает не потому, что много сил, а из-за ощущения тревоги и страха, которые преследуют некоторых людей во время отдыха. Они просто не могут сидеть на месте. Нужно учиться расслабляться (кому-то помогают занятия йогой, кому-то — прогулки, дыхательные практики, медитации или успокаивающие монотонные действия). Можно обратиться к психологу. Однако быстро ситуацию не исправить. Если человек всю жизнь вскакивал со стула через две минуты отдыха, за один сеанс ему не помочь.

Важно выбрать для себя подходящий формат работы.
Важно выбрать для себя подходящий формат работы. Фото: freepik.com

— Какой момент самый тревожный в процессе трудоустройства?

— Обычно это собеседования. Ребята беспокоятся о том, понравятся ли они работодателю. Часто в случае отказа молодой специалист начинает сомневаться в себе — самооценка падает. Он думает: «Раз я не понравился работодателю, значит, что-то со мной не так!» На самом же деле это неправда. Просто начинающий специалист не подошёл конкретно этому человеку. У того, может, левая пятка во время собеседования чесалась, и он решил, что это плохой знак.

Или нумеролог велел работодателю не принимать никаких важных решений в тот день. Может, футуролог сказал, что он не сойдётся с этим работником энергетически. Вроде бы смешно, но такие случаи реально есть. То есть отказ может быть абсолютно никак не связан с вашими профессиональными качествами. Если вы всё же сомневаетесь в себе, можно поработать с карьерным консультантом (его услуги — платные), пройти пробное собеседование с психологом.

Первый рабочий день

— С какими страхами чаще связан первый рабочий день?

— Молодой специалист может переживать, примет ли его коллектив, который живёт по своим правилам, имеет свою корпоративную культуру, особенности коммуникации, распорядок дня и т. д. Когда появляется новичок, это вызывает много любопытства (если, конечно, в организации нет текучки), всем хочется познакомиться. Человеку уделяют много внимания. Не все ему рады. А бывает, что молодого специалиста, наоборот, игнорируют, так как люди излишне осторожны. Это тоже нехорошо. Поэтому в крупных организациях есть HR-специалисты, которые помогают новым сотрудникам адаптироваться.

Когда заходишь в новый коллектив, нужно понимать, что страшно не только вам. Вашим новым коллегам тоже тревожно, ведь они ничего о вас не знают. Боятся все.

— Как быть, если никто не проявляет внимания к новичку?

— Проявлять инициативу самому, выходить на коммуникацию, смотреть, кто более-менее контактный, кому можно вопросы задавать, и т. д. Изначально важно выбрать подходящий для себя формат работы (на месте работодателя или удалёнку), исходя из своего психотипа и личных предпочтений. К примеру, интроверту будет сложно работать гидом или официантом, поскольку эти профессии предполагают активное общение с людьми. А человеку компанейскому вряд ли понравится постоянно сидеть дома в одиночестве.

Он будет скучать по живому общению. В целом же, когда заходишь в новый коллектив, нужно понимать, что страшно не только вам. Вашим новым коллегам тоже тревожно, ведь они ничего о вас не знают. Боятся все. Это, знаете, как встреча двух разных племён. Чем тактичнее в этот момент ведёт себя новобранец, тем лучше. Следует придерживаться золотой середины: не отстраняться от людей, но и не нападать на них с объятиями. Если необходимо, возьмите паузу и приглядитесь, чтобы выработать правильную стратегию.

Надёжное плечо

— Как быть, если получил первое задание, но волнуешься и не можешь совладать с собой?

— У работодателя должно быть понимание, что молодому специалисту нужно время на то, чтобы войти в курс дела, освоиться. Обычно над новичком шефствует опытный сотрудник, который подсказывает, что и как делать. Нужно просто обратиться к нему за помощью.

— А если такого человека нет?

— Тогда стоит задуматься, нужно ли работать в этой организации. Может быть, стоит подыскать место получше? Ведь когда тебя принимают на работу, первое, что нужно сделать, это спросить: «К кому я могу обращаться с вопросами?» Обычно молодые специалисты прокалываются именно на этом. Они боятся показаться некомпетентными и, сталкиваясь с трудностями, пытаются разрешить задачу самостоятельно. Хороший работодатель понимает, что человек задаёт вопросы, чтобы эффективнее трудиться. Это естественно.

Вы пришли в новый коллектив, откуда вам знать, как на предприятии принято действовать в той или иной ситуации? Вы же не экстрасенс. Если в коллективе нет никого, кто мог бы вас поддержать, это говорит о том, что там либо царит атмосфера высокой конкуренции, либо – «змеиное логово». Должен быть человек, который готов поддерживать вас в карьерном росте. Обратная ситуация сигнализирует об эксплуатационных отношениях (если, конечно, дело не в простом аврале). Надо бежать оттуда!

— Как близким поддержать молодого человека?

— В таком возрасте не все молодые люди в доверительных отношениях с родителями и могут воспринять желание помочь как вмешательство в свою личную жизнь. Важно сообщить о своей готовности поддержать сына или дочь, сказать: «Если что, я тут, рядом, обращайся. Я всё это прошёл и могу поделиться своим опытом. Задавай вопросы при желании. А если тебе надо просто пообниматься после трудного рабочего дня, я готов». Также ребёнок может сказать к примеру: «Мама, приготовь мне тёплого молока с печеньем, а то у меня плохое настроение». Нужно просто выполнить просьбу. Это тоже способ поддержать.

— На новом месте работы важно оставаться самим собой? Или следует подстраиваться под коллектив и начальство?

— Здесь речь об эффекте социальной желательности. Такое приспособленчество помогает на первых парах адаптироваться, занять своё место в коллективе. Можно мимикрировать, чтобы во всём разобраться. Плохо, когда этот механизм не работает. Но и увлекаться этим — лебезить, льстить, подлизываться — не стоит. Пытаться казаться всем хорошим — не всегда выигрышная стратегия. Но и не ориентироваться на окружение — неправильно. Допустим, вы пришли в музей и через слово нецензурно выражаетесь. Вас не то что не поймут, но моментально уволят. В то же время в автосервисе, возможно, не оценят декламацию стихов Лермонтова (хотя это не исключено).

— Как повысить свою работоспособность?

— В нашей российской действительности есть принцип: кто везёт, на том и едут. Если вы понимаете, что повышение вашей продуктивности принесёт какие-то бонусы (карьерный рост, премию и т. д.), то дело стоит того. Но если это приведёт только к увеличению объёма работы, то, наверное, следует подумать дважды.

Повысить продуктивность можно с помощью техник тайм-менеджмента, анализа своей эффективности и т. д. Но следует понимать, что начальник вам не папа и не мама, и его одобрение – не цель жизни для вас.

— Как спланировать свой день, чтобы не переутомиться?

— На советских заводах была отличная система, которая называлась 45-минутка. Физиологически взрослый человек способен концентрировать своё внимание до 45 минут. Исключение составляет деятельность, которую выполняют с высоким энтузиазмом. Потому через каждые 45 минут желательно вставать и в течение 15 минут делать зарядку, ходить по офису, разминать ноги, гулять на улице. Конечно, у каждого свой ритм. Например, некоторые люди способны эффективно работать три часа подряд. Нужно изучить себя и грамотно спланировать режим дня.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах