607

Жалобные сайты. Чего сумели добиться пермяки с помощью интернет-петиций?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ-Прикамье 26/07/2016
Виктория Ахремчук / АиФ

Хотите узнать, что происходит и волнует людей в мире, стране и нашем крае, заходите на сайты онлайн-петиций. Они как зеркало нашей жизни: злободневные вопросы и накипевшие проблемы, которые тревожат наших граждан, можно увидеть здесь.

Имеет ли смысл писать и подписывать петиции? За что борются и к кому взывают жители нашего края? 

Чем проще - тем лучше?

Пожалуй, самая популярная сегодня в нашей стране интернет-площадка для онлайн-петиций - ресурс www.change.org. Любопытно, что изначально эта американская площадка создавалась как блог, где рассказывали о проблемах прав человека, охраны окружающей среды и достижениях социальной справедливости. Но вскоре за счёт онлайн-петиций блог заметно расширил свою тематику. Причём если в других странах владельцы площадки зарабатывают деньги, то в России и Восточной Европе это пока абсолютно некоммерческий проект. В нашей стране на ресурсе change.org зарегистрировано более 6 млн человек. У его отечественного конкурента «Российская общественная инициатива» (РОИ, www.roi.ru) и близко нет такой популярности. Достаточно сравнить похожие петиции на этих ресурсах. Так, одна из самых популярных петиций на сайте РОИ - призыв строить метро в Перми - набрала всего 103 голоса (против - а есть на этом портале и такая опция - высказались 14 человек). Тогда как петиция Рината Бичурина, который продвигает бесплатное надземное метро в краевой столице, набрала почти 800 голосов. И это притом, что власти на всех углах трубят, что предложение питерского бизнесмена, мягко говоря, сомнительное. Когда же заходит речь о ещё более насущных или скандальных вещах, то здесь число подписантов на change.org в разы больше. Так, под недавним требованием отремонтировать дороги в Перми, направленным губернатору края и президенту страны, подписались более 7 тыс. человек. 

Отчасти такая разница в популярности и востребованности площадок объясняется тем, что зарегистрироваться и проголосовать за любую петицию на сайте change.org очень просто. Но если вы хотите отдать свой голос на сайте РОИ, вам нужно иметь регистрацию на сайте госуслуг. При этом предлагаемая здесь петиция должна набрать определённое количество голосов, чтобы её перенаправили на рассмотрение в экспертную рабочую группу федерального, регионального или муниципального органа. Авторам же петиции на сайте change.org достаточно указать, кому она адресована, и администраторы направят ему письмо с указанием, сколько человек уже отдали свои голоса за инициативу. 

Помогают или нет?

Понятно, что даже эта простота не принесла бы популярности, если бы авторы обращений не видели, что петиции помогают решать проблемы. Или, по крайней мере, не верили бы в это. В этом смысле показательна история с борьбой за сохранение молочных кухонь в Перми. Напомним, прошлой осенью в краевом Минздраве, следуя федеральному тренду, попытались было с кондачка их прикрыть. Но не тут-то было!

Молодая мама Юля Паршукова вспоминает, что испытала настоящий шок, когда на «молочке» ей сообщили, что с января 2016 г. кухни собираются закрыть и вместо кисломолочных продуктов выдавать сухие каши. 

– Моему возмущению не было предела. Идея написать онлайн-петицию пришла спонтанно. Тут же, на «молочке», собирали подписи под бумажным заявлением. Я его подписала, конечно. Но, как человек с юридическим образованием, прекрасно понимала, что бюрократическая возня с бумагами может затянуться на несколько месяцев. А действовать надо было быстро, и онлайн-петиции позволяют это сделать. На скорую руку набила текст, в котором высказалась против закрытия «молочек». И очень удивилась, когда за неделю мою петицию подписали более семи тысяч человек, - вспоминает Юлия Паршукова.

Она до сих пор уверена, что эта спонтанная петиция сыграла свою роль в продлении работы молочных кухонь в Перми на год. 

– Самое интересное, что потом мой текст слово в слово брали люди из других регионов, где возникла такая же проблема, и публиковали от своего имени. Родители из Костромы консультировались, как составить аргументированную петицию. Думаю, свою роль наше письмо всё-таки сыграло. И я всегда подписываю петиции, если вижу, что они затрагивают серьёзную проблему, - говорит Юлия. 
Можно ещё привести примеры таких же успешных историй, когда авторам петиций в нашем крае удавалось добиться желаемого результата. Год назад жители Лысьвы отстояли рельсовый автобус до Перми, который хотела прикрыть Пермская пригородная кампания. Немало сторонников подписали петицию против строительства зоопарка в Черняевском лесу. И, в конечном счёте, власти согласились с ними. 

Однако Александр ЗОТИН, известный пермский общественник, председатель правления Ассоциации ТСЖ «Пермский стандарт», считает, что не нужно переоценивать значение онлайн-петиций. 

– Они не могут быть единственным средством оказания воздействия на принимающих решения лиц. Власти вообще мало боятся бумаг, кроме судебных решений. Конечный успех историй, подобных борьбе за Черняевский лес или молочные кухни, связан с готовностью большого числа людей выйти на улицу. И наоборот, можно вспомнить историю с музеем «Пермь-36», когда не нашлось много активных (а не только пишущих в Интернете) сторонников его сохранения в прежнем виде. Прежде всего потому, что предыдущее руководство музея не апеллировало к обществу, а пыталось договориться с начальством. Петиции же только фиксировали число виртуальных сторонников общественной кампании. Но в любом случае петиции подписывать надо. Потому что по соотношению «затраты - эффект» они никого из подписывающих не разорят, а помочь могут, - уверен Зотин. 

Любое обращение в плюс?

Нередко с помощью онлайн-петиций люди пытаются решить трудовые споры. На днях на change.org несколько бывших хоккеистов «Молота-Прикамье» пожаловались, что им не выплатили положенные премии за сезон 2013/14 гг., поэтому они требуют отставки руководства. Их петицию подписали 289 человек. В клубе же назвали это обращение пасквилем, не соответствующим действительности. Нашёл своё отражение на сайте и конфликт вокруг увольнения худрука «Театра-Театра» Бориса Мильграма. Против этого решения подписались 919 человек. Другого фигуранта скандала - временно отстранённого министра культуры края Игоря Гладнева - уволить с помощью интернет-петиции пытались ещё в прошлом году. Тогда за его отставку «проголосовали» почти 1,6 тыс. человек. Но их не услышали. 

Бывает, что жители края благодаря петициям решают сугубо личные проблемы. Так, год назад у пермяка Акбара Батуева, известного компьютерного игрока, возникли проблемы с получением визы в США. Ему трижды отказывали, и он мог «пролететь» мимо крупного турнира по игре «Дота-2». Письмо, которое его друзья по команде адресовали посольству США, поддержали 2,4 тыс. человек. И Акбар всё-таки поехал на турнир. 

Хватает и откровенно популистских обращений типа расформирования футбольной сборной России. Эта петиция побила все мыслимые рекорды: её подписали почти 950 тыс. человек. Хотя понятно, что это чистой воды профанация и эмоциональный призыв: разгонять национальную команду - такое же бессмысленное занятие, как искать пульс на протезе. 

Но, по мнению многих экспертов, никакие петиции интернет-платформу не дискредитируют, а только популяризируют. 

– Именно отсутствие цензуры и делает инструмент интернет-петиций удобным. Поп-музыка же, например, не дискредитирует музыку классическую. Они параллельно существуют, хотя используют те же семь нот, - полагает Александр Зотин.

Имитация гражданственности

Олег Лейбович, профессор, завкафедрой культурологии ПГИИК:

– Интернет-петиции популярны по той причине, что не требуют никаких усилий. От дивана можно не отрываться и одновременно почувствовать себя не одиноким в толпе единомышленников. На самом деле это имитация гражданственности - безобидная и комфортная. Власти к ней относятся снисходительно, в лучшем случае как к аргументу в своих внутренних разногласиях. А вообще-то это просто клапан, чтобы снижать давление в социальном котле. Иногда сигнал: обижают, например, животных, можно вмешаться и что-то остановить.

Не утонуть в потоке жалоб

Игорь ЛУГОВОЙ, почётный архитектор России:

– Популярность электронных платформ для создания и продвижения инициатив во многом основывается на слабости и несовершенстве действующих законов, учитывающих общественное мнение. 

Потому что такие легитимные понятия, как референдум, плебисцит или публичные слушания давно перестали отражать общественное мнение. Но если проанализировать, то ни одна интернет-петиция прямо не повлияла на принятие решений, ни одну резонансную проблему не удалось разрешить только в процессе сбора подписей под ними. Это говорит о том, что онлайн-петиции пока не нашли своего отображения и достойной роли в действующем законодательстве. Хотя как минимум они служат одним из инструментов непрямого формирования общественного мнения, а также своеобразным клапаном выхода избыточного давления общественных конфликтов.

Меня смущает огромный поток интернет-петиций, в котором подчас тонут действительно значимые для общества инициативы. Нужно взвешенно подходить к оценке популистских обращений, порой не имеющих вообще никаких обоснований и сформулированных в неуравновешенном психоэмоциональном состоянии. К сожалению, свобода и простота создания и продвижения социальных инициатив на интернет-площадках формируют обманчивое представление, что человек реально участвует в жизни общества. Создаётся ошибочное мнение, что граждане непосредственно влияют на любые принимаемые решения. С одной стороны, это снижает риск развития социальных конфликтов. Но с другой - уводит гражданскую активность в виртуальную сферу сетевого взаимодействия.

Когда нет времени

Сегодня онлайн-петиции - это самый простой и незатейливый способ высказать свою позицию и поучаствовать в общественной жизни. 

Не надо себя обманывать: у нас не так много людей, готовых пойти и выразить свою позицию на митинге или иным образом. И не только потому, что власти всех запугали строгими законами о массовых мероприятиях, но и потому, что у людей банально нет времени. А к петиции можно присоединиться за 30 секунд.

Трудно сказать, насколько большую роль онлайн-петиции играют в той или иной кампании. Это знают только власти, но они не скажут. Да и не нужно, потому что петиции важны для самих подписывающих. Им важно почувствовать, что каждый из них не одинок в своей позиции. Почувствовав единство, люди начинают верить в победу, и тогда их трудно остановить.
Денис Галицкий, правозащитник

Смотрите также:

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах