Примерное время чтения: 4 минуты
413

Протокольная мафия. Зачем подделывают подписи жильцов?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 46. АиФ-Прикамье 16/11/2022
В жилищном кодексе есть чёткий алгоритм принятия решений собственниками.
В жилищном кодексе есть чёткий алгоритм принятия решений собственниками. / Алексей Витвицкий / АиФ

Мошенничество так плотно вошло в нашу жизнь, что доходит до наглости. Причём во всех сферах. ЖКХ – не исключение. Вот пример. Жильцы голосовали за установку детской площадки, а на деле получили повышение платы за капремонт. Как? Всё дело в липовых протоколах.

Порочный круг

Подделка протоколов собраний собственников жилья в Перми словно поставлена на поток. Схем несколько. Первый вариант – имитация реального сбора подписей. Человек ходит по квартирам и говорит, что якобы весь дом голосует за очередное благо (новый газон, обновление ступенек и т. д.). Жильцы ставят подписи. А через несколько месяцев обнаруживают, что им подняли плату за коммунальные услуги. Начинают разбираться. И  оказывается, что они якобы сами за это голосовали. На деле мошенники подделали протокол – подписи оставили, а суть документа изменили. Второй вариант – не собирать подписи, а подделать протокол полностью. Причём о результатах несуществующего голосования жильцы узнают спустя время – когда им выставляют счета с долгами.

Ежемесячно Центр защиты прав граждан партии «Справедливая Россия» получает десятки жалоб от жильцов и проводит консультации для обманутых собственников. В Центре им оказывают бесплатную юридическую помощь. Затем жильцы решают проблему – либо собирая настоящее собрание, либо отзывая подписи в Инспекции государственного жилищного надзора (ИГЖН), либо оспаривая действительность липовых бумаг в суде. Всё это – время и нервы. К тому же, как уточняет ведущая борьбу с этой проблемой депутат Заксобрания Пермского края, руководитель фракции «Справедливая Россия» Вероника Куликова, всё это только купирование последствий, а не решение проблемы.

«Случаи подделки протоколов собственников жилья участились в последнее время. Ко мне постоянно обращаются пострадавшие люди. Мы подключаем правоохранительные органы, прокуратуру. Но дело в полиции  приостанавливают с формулировкой «Неустановленное лицо в неустановленном месте при неустановленных обстоятельствах подделало». Мошенники остаются безнаказанными и вновь повторяют незаконные действия. Даже если с нашей помощью протоколы аннулировали, то уже через неделю в ИГЖН появляются новые подделки. Этот порочный круг только силами Центра защиты прав граждан не разорвать. Нужно системное решение», – говорит Вероника Куликова.

Где пробел?

Руководитель Центра прав граждан Олег Денисов поясняет: в жилищном кодексе есть чёткий алгоритм принятия решений собственниками дома.

«Инициатор собрания в течение 10 дней после окончания голосования формирует протокол и передаёт его в управляющую компанию вместе с оригиналами решений (бюллетенями для голосования). После этого в течение пяти дней УК (и только она) должна передать документы в жилищную инспекцию», – рассказывает он.

Вот тут и таится подводный камень. Правила есть, но они почему-то не работают.

«Несмотря на чёткий алгоритм, ИГЖН принимает протоколы от третьих лиц, которые никакого отношения к дому не имеют. Мы не понимаем, почему нельзя закрыть это «окно доступа». Я с помощью специалистов нашего Центра помогаю людям. А со стороны ИГЖН действий нет. Максимум, что мы можем, – добиться предостережения от прокуратуры, – поясняет Вероника Куликова. – Проблему можно решить на заседании межведомственного круглого стола с представителями жилищной инспекции, Министерства ЖКХ, прокуратуры, правоохранительных органов, а также депутатов. Надо найти точную причину и решить вопрос. Если выяснится, что не хватает нормы регулирования на законодательном уровне, то нужно будет срочно принимать её в регионе. Если речь о федеральном уровне, то Заксобранию надо выйти с законодательной инициативой».

Оградить людей от мошеннических схем – главное стремление депутата. Страдают от злоумышленников в первую очередь пенсионеры. Им рисуют долги за коммунальные услуги, а они порой не в состоянии понять, что их обманули.

Где  помогут?

Центр защиты прав граждан: ул. Тимирязева, 52.

Тел.: 8 (342) 205-83-41 (нужна предварительная запись).

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах