Примерное время чтения: 5 минут
614

Соликамский рецидив. Почему образовалась воронка

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 48. АиФ-Прикамье 25/11/2014
Зону вокруг воронки оцепили и установили необходимые сейсмодатчики.
Зону вокруг воронки оцепили и установили необходимые сейсмодатчики. Пресс-служба «Уралкалий»

ля откачки РАССОЛА подключили дополнительный насос.

В этот же день в районе заброшенных мичуринских садов (это восточнее промплощадки, в 3,5 км от Соликамска) просел грунт. Размер образовавшейся воронки составил 30х40 м.

Кстати
Как говорят очевидцы, эвакуация персонала из шахты 18 ноября прошла в штатном режиме, без паники. Как сообщает руководство предприятия, компания постарается свести к минимуму сокращения работников. Если понадобится, их перераспределят на другие рудники и производства «Уралкалия».

20 лет спустя

Как отмечают ученые и специалисты, подъем уровня рассола с большой степенью вероятности является следствием техногенной аварии, которая случилась в январе 1995 г. после землетрясения силой пять баллов по шкале Рихтера. Уже тогда из-за проседания грунта ожидали поступления рассола в шахту, однако этого не случилось. После той аварии, чтобы обезопасить данную территорию, эпицентр заложили отработанной породой и забетонировали в кольцо, а также сделали бетонную перемычку между вторым и первым рудниками. Но вода, как известно, камень точит. 20 лет пласты насыщались подземными водами, которые давили на шахтные поля. И сейчас, когда вода проходит через породы, проявляется рассол.

– Та территория, где обнаружили приток рассолов, полностью совпадает с местом аварии, которая случилась на втором соликамском рудоуправлении (тогда рудник принадлежал АО «Сильвинит». – Авт.) 5 января 1995 г. Это позволяет сделать вывод о прямой причинно-следственной связи между аварией 20-летней давности и ее последствиями, произошедшими 18 ноября. Непосредственной угрозы населенным пунктам сегодня нет, – говорит Александр Барях, генеральный директор Горного института УрО РАН.

Как только на месте заброшенного коллективного сада образовалась воронка, район вокруг нее оцепили. Уже 19 ноября здесь установили необходимые сейсмодатчики: они определяют границы опасной зоны в режиме онлайн. Такие же датчики – для подстраховки – разместят на жилые здания и коммуникации. Сегодня ведут мониторинг не только подземных, но и надземных сооружений.

Угрозы городу нет

В тот же день, 19 ноября, под руководством губернатора Виктора Басаргина прошли заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям и технологического совета. Один из главных выводов ученых и экспертов, который озвучил глава Пермского края, был таков: «Нет никакой, даже минимальной, опасности для жителей Соликамска. Рисков не видим».

– У нас сильвинитовый, а не карналлитовый рудник (карналлит легко растворяется в воде. – Авт.). Поэтому сегодня повода для беспокойства у жителей нашего города нет, – добавляет Сергей Девятков, глава Соликамска.

Если в первые дни рассол поступал в шахту рудника со скоростью 10 тыс. кубометров в час, то сейчас, как показывает мониторинг, его поток практически остановился. Сразу после ЧП специалисты Ростехнадзора, Горного института УрО РАН и института «Галургия» начали работать над прогнозом, каким образом будет распространяться затопление: стоит ли ждать его развития или оно останется на прежнем уровне.

Как сохранить рудник?

В понедельник, 24 ноября, в Соликамске Виктор Басаргин и руководители калийного гиганта провели очередное совещание по развитию ситуации на руднике «Соликамск-2». 

Как рассказали специалисты, окончательные выводы делать еще рано, но ситуация развивается по гораздо более позитивному сценарию, чем это виделось по горячим следам. Это означает, что шансы спасти второй рудник возрастают.

Так, на совещании обсудили возможность запуска западной части шахтного комплекса рудника для проведения закладки шахтных пустот отработанной горной породой.

– Мы обсуждаем с Ростехнадзором возможность начать закладку тех районов рудника, которые могут быть потенциально опасными, если их таковыми определит наука. Наша главная цель – безопасность, – сказал после совещания Дмитрий Осипов, генеральный директор калийного предприятия.

Комментарии

Дмитрий Осипов, генеральный директор ОАО «Уралкалий»:

– Наша компания продолжит тесно взаимодействовать с профильными научными институтами и государственными органами. Авария на руднике не носит катастрофического характера ни для людей, проживающих в зоне рудника, ни для работы нашего предприятия. Ее последствия локализуются. Есть четкий план по их скорейшей ликвидации. Мы примем все необходимые меры для минимизации негативных последствий аварии для жителей Соликамска и Соликамского района, компании, наших инвесторов и партнеров. Одновременно мы рассмотрим возможность ускорения графика ввода в строй новых добывающих мощностей на Усть-Яйвинском и Половодовском участках.

Виктор Басаргин, губернатор Пермского края:

– Даже при самом худшем раскладе ситуация не становится критической ни для компании, ни для Пермского края. И с производственной точки зрения, и в экономике, и, конечно же, в социальном плане. Перед менеджментом калийного предприятия стоит задача обеспечить занятость персонала, который работал на руднике «Соликамск-2». К счастью, все происходит по совершенно иному сценарию, чем это было еще неделю назад.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах