Онлайн-шоппинг стал частью нашей жизни. Купить вещь на маркетплейсах проще, чем отправиться в утомительный поход по магазинам. Но любая онлайн-площадка – это огромный механизм, где встречаются как добропорядочные участники рынка, так и мошенники. В преддверии весенних распродаж в Управлении безопасности Волго-Вятского банка Сбербанка рассказали, как сделать онлайн-шоппинг не только приятным, но и безопасным.
Для начала важно знать, с какими схемами мошенничества можно столкнуться в онлайн-магазинах.
Схема 1.
Продавец выставляет товар по существенно заниженной цене, а после формирования заказа и его оплаты, сообщает что товара нет. И возвращает деньги. Далее в чат маркетплейса от имени продавца поступает сообщение, что на самом деле товар есть, но находится на другом складе, например, в другом городе. Покупателю предлагается перейти на бизнес-аккаунт менеджера в одном из мессенджеров (WhatsApp, Viber, Telegram). За доставленные неудобства обещают даже скидку, но для ее получения требуется код для входа в аккаунт и наличие виртуальной карты онлайн-магазина. Получив доступ к онлайн-кабинету, мошенники списывают деньги со счета виртуальной карты.
Какие признаки говорят о мошеннической схеме:
- низкая цена товара в сравнении с другими продавцами;
- сознательное запутывание (заказ принят, заказ отклонен, дополнительная скидка при явно низкой цене);
- необходимость перехода на стороннюю платформу под прикрытием официального бренда (переход из чата онлайн-магазина в личную переписку);
- необходимость разглашения смс-пароля для входа в аккаунт.
Схема 2.
Клиенту, который недавно получил товар, делают возврат средств. Тут же в одном из мессенджеров ему поступает сообщение от якобы представителя онлайн-магазина, который просит отправить им деньги, потому что возврат был сделан по ошибке. «Менеджер» даёт реквизиты для перевода, по которым клиент отправляет денежные средства, или присылает ссылку для ввода реквизитов карты, с которой клиент планирует осуществить перечисление ошибочно зачисленных средств. На самом деле злоумышленники, взломав личный кабинет клиента, делают возврат средств за товар и пытаются выманить деньги под предлогом «возврата по ошибке».
Какие признаки могут говорить о мошеннической схеме:
- требование срочного возврата ошибочно зачисленных средств;
- излишняя настойчивость представителя онлайн-площадки;
- каналы коммуникации, отличные от используемых онлайн-магазина;
- дополнительные оповещения системы безопасности онлайн-площадки о входе со стороннего устройства.
Как обезопасить себя?
- Если к вам обратился неизвестный, выдавая себя за представителя онлайн-площадки, не вступайте в диалог, не переходите по присланным ссылкам. Свяжитесь с компанией по номерам с официального сайта.
- Используйте сложные пароли. Не применяйте одинаковые пароли на разных сервисах.
- Не поддавайтесь на призывы под каким-либо предлогом сообщить ваш логин и пароли.
- Настройте двухфакторную идентификацию, если её поддерживает сайт или приложение онлайн-магазина. Она обеспечит двойное подтверждение входа на сайт и не допустит взлома учетной записи.
Кроме того, при совершении онлайн-покупок придерживайтесь элементарных правил безопасности:
- Приобретайте товары и услуги только у известных и надежных продавцов. Если продавец вам не известен, изучите информацию о поставщике (местонахождение, контактные данные, отзывы). Обращайте внимание на фейковые отзывы о товаре: в текстах от «разных» клиентов попадаются одинаковые речевые обороты и орфографические ошибки. Наличие подобных отзывов может служить признаком недобросовестного интернет-продавца.
- Перед покупкой обязательно перепроверьте все характеристики выбранного товара. Обратите внимание на условия оплаты и доставки. Перед заказом внимательно изучите правила обмена и возврата товара. При заключении договора обращайте внимание на сроки и условия возврата перечисленных ранее денежных средств.
- Заведите отдельную дебетовую банковскую карту для онлайн-покупок и держите на ней только необходимую для расчетов сумму. Также к выпущенной карте обязательно необходимо подключить услугу оповещения о проведенных операциях.
Если вы все же разгласили данные по вашей банковской карте или без вашего ведома с карты были списаны денежные средства, незамедлительно обращайтесь в банк по телефону, размещённому на оборотной стороне карты. Можно зайти в ближайший филиал банка, чтобы сообщить о случившемся и заблокировать карту. После этого обязательно обратитесь в полицию.