Мало кто хочет оказаться в больничной палате. Мучительные процедуры, осмотры и длительное ожидание результатов. Атмосфера безысходности ломает даже самых стойких людей. Что говорить о детях и подростках, оказавшихся в такой ситуации? Частичка радости и веселья – вот что поможет им справиться со стрессом в трудные моменты борьбы с недугом.
Именно для реабилитации маленьких пациентов была создана организация больничных клоунов в США в 1986 году. В России подобное движение появилось спустя 20 лет, его основоположником считают Константина Седова.
В Перми организацией добровольческого движения «Пермские больничные клоуны» решили взять на себя три пермячки. Среди них была и Людмила Прокопец, биолог по специальности. Она отправилась в Москву на бесплатный международный обучающий фестиваль, куда съехались волонтеры со всей страны, чтобы получить основы навыков для работы клоуном в медицинских учреждениях.
«Там проходила довольно жесткая подготовка – актерское мастерство, пластика, работа с детьми и многое другое. Ведь до этого времени в Прикамье было нечто похожее на клоунаду в больницах, но это было скорее работой аниматоров, что-то вроде творческих мастерских с детьми», – признается собеседница.
В августе 2012 года Людмила вместе с соратницей начала практиковать больничную клоунаду в Детский онкогематологический центр им. П.Ф. Гааза и в отделение ортопедии и травматологии Детской городской клинической больницы № 15. Девушки стабильно приходят каждые выходные к маленьким пациентам.
В команде клоунов трудятся три пермячки: основатель движения Людмила Прокопец (под именем Сойка), Ирина Карлагина (Варежка) и Елена Габдрахимова (Фенечка). При них стажируются еще пять волонтеров, наблюдая за работой девушек.
Как проходит работа больничного клоуна? Переодевшись в соответствующий наряд: красный нос, халат врача и большие разноцветные ботинки, волонтеры начинают обход палат. Перед тем как войти, они обязательно стучат в двери и просят разрешения. Это один из обязательных элементов программы, так как многие пациенты могут спать или просто отдыхать после процедур.
Клоуны всегда работают в паре (первый – главный, «крутой», второй – «оболтус», мягкий). По словам Людмилы, один прикрывает другого, тем более, с партнером психологически работать гораздо проще. Также они полностью покорны детям: что попросят, то сделают.
Девчонки постоянно импровизируют. Например, зайдя в палату, они оценивают обстановку, смотрят, кто находится там: родители, пациенты, бабушки, и исходят из этого в своем представлении. Если в помещении лежат, допустим, обычные тапочки, то их можно как-нибудь весело «обыграть»: поговорить с ними, либо «оживить» их, использовав его в качестве телефона. Однажды клоуны поздравили с Днем рождения ноутбук, спев ему смешную песню.
«Однажды, увидев маму одного из детей, мы решили измерить ее рост в «лосях» с помощью Лося Луи, перчаточной куклы. Вся палата громко хохотала, включая самих родителей», – вспоминает пермячка.
Игра с ребятишками длится максимум десять минут, чтобы не утомить пациентов. Главная задача клоунов – уйти в разгар игры важно, конечно, потому что тогда остается недосказанность, интрига и желание продолжения.
«Мы стараемся привнести в этот больничный мир частичку детства, от которого здесь дети отлучены из-за болезни. Ведь скука – страшная вещь, особенно в нежном возрасте», – признается клоун Сойка.
Девушек никто не поддерживает финансово, пермячки действуют сами по себе. Однако время от времени больничным клоунам помогают добрые люди. Так, Оксана Леонюк, которая живет в Германии, узнав в социальных сетях, что волонтерам требуется атрибутика, отправила в Пермь шикарные клоунские ботинки.
Многие помогают понемногу: кто-то бесплатно фотографирует представления, специалисты-психологи консультируют волонтеров, некоммерческие структуры содействуют в участии в различных конкурсах гражданских инициатив.
На вопрос, зачем молодые девушки бесплатно занимаются больничной клоунадой, они лишь разводят руками. «Нам нравится, мы делаем доброе дело и приятно видеть, когда люди улыбаются», – отвечают Сойка и Варежка.
Стоит отметить, что в Европе и США больничные клоуны работают не только на общественных началах, но и на профессиональной основе за довольно солидные деньги.