Неподкупная, непокорная, вечно фонтанирующая идеями – она давно стала головной болью для начальства и культурным достоянием Перми. Музей «Гостиная семьи Дягилевых» появился ее стараниями в середине восьмидесятых. Тогда в страну хлынули мутные потоки «западных ценностей». Дом Дягилевых стал противовесом – хранителем национальной идентичности.
Не ради денег
Татьяна Мучкина, «АиФ-Прикамье»: - А люди, Раиса Дмитриевна, все идут вас поздравлять. Многие – со слезами на глазах.
Раиса Зобачева: - Мои друзья, коллеги мне говорят: «Это премия наша, общая». И это справедливо. Вместе пришлось преодолевать тяжелые времена, некогда было даже думать об отпусках и выходных. Мой лечащий врач как-то спросил: «Ради чего тебе такая трудная жизнь? Ходишь по лезвию бритвы». Я задумалась. Ради денег? Нет, их никогда не было. Но когда я вижу искреннее одобрение людей, то понимаю, что все было не зря.
- Когда в середине семидесятых вы стали директором средней школы № 11, здесь училась вся разгуляйская шпана, в подвале был притон, а школьное здание подлежало сносу. Даже не верится, что у престижной Дягилевской гимназии такое прошлое.
Р. З.: - Разгуляй, тюрьма, базар – вот откуда приходили к нам дети. В школьных подвалах ютилось с десяток асоциальных семей. Во дворе теснились бараки и гаражи, мимо которых ученикам и ходить-то было опасно. Залежи мусора, кучи фекалий, пивные ларьки – такой вот пейзаж… Износ школьного здания составлял 83%. И надо было добиваться реконструкции здания, расселения людей, выбивать грузовики для вывоза мусора… Вместо алкогольных ларьков и бараков появились роскошные клумбы.
- Как вам все это удалось?
Р. З.: - Да власть была умная, поддерживала во всех начинаниях.
В 91-м наши ученики уже выступали на фестивале в Америке, потом – в Англии. И с нашим «разгуляйским» образованием поступали в любые вузы страны.
Из ничего и вопреки
- Имя Сергея Дягилева было незаслуженно забыто в России. Получается, вы вернули его стране.
Р. З.: - Зачем понадобился музей Дягилевых? Это был повод говорить в смутные времена о смыслах и ценностях. Тогда уже подкатывали девяностые – пахло порохом и будущими революционными битвами. Всюду смута и туман. На улицу выйти страшно. К власти пришли те, кто недавно угонял машины, а первый капитал был сколочен на водочных киосках – залили алкоголем всю Россию. Ко мне в школу дети приходили бледные, зеленые от голода... Всюду лозунги: «Перестройка!», «Гласность!». А мы в своей школе повесили плакат: «Нашу Россию мы защитим!» И говорили о Дягилеве, патриотизме, о сокровенных смыслах русской культуры.
- Теперь Дягилевский музей – гордость Перми. Вошел в европейские путеводители, стал центром международных связей. Именитые гости идут сюда, чтобы понять «исторические смыслы» региона, а местные чиновники – вооружиться знаниями перед зарубежными поездками. Власть помогает вам содержать и развивать музей?
Р. З.: - Нет! За все эти годы не выделили ни копейки. Этот дом – народная стройка, народное достояние. Все, что здесь есть, появилось из ничего и вопреки. Экспонаты привозят наши друзья со всего мира, находят гимназисты во время экспедиций. С детьми мы прошли весь Урал – от Тимана до Чебаркуля. Изучали этнографию, культуру, историю родного края. Помогли возродить Никольский монастырь в с. Бикбарде – родовом поместье Дягилевых. Не первый год призываем власти задуматься об открытии музея в Бикбарде. Здесь у Дягилевых было большое производство: добывали камень, растили пшеницу, работала винокурня. Роскошная природа! Туристический потенциал – огромный. Но никто нас не слышит.
- Как вам удалось сохранить за гимназией гектар «золотой» земли в центре города, да еще начать строительство нового школьного здания?
Р. З.: - Чудом. Много чего пришлось выдержать. Мне предлагали отдать эту землю под строительство жилого дома. Потом администрация города вознамерилась поставить здесь инженерный корпус. Не вышло! У меня часто были проблемы с властью. С детьми – никогда.
Возвращение к истокам
- Не секрет, что к вам в гимназию практически невозможно устроить ребенка по звонку начальства. Зато вы легко берете какого-нибудь бедолагу из многодетной семьи, затравленного одноклассниками.
Р. З.: - Для меня всегда было важно прийти не к тому, кто сыт, а к тому, кому я нужна. Из трудного детства ребята вырастают израненными. Ребенок по природе своей неспособен на зло. Все это фарисейство, приспособленчество усваиваются в семье от родителей…
Сегодня в стране на три брака – два развода. Ребята, у которых нет отцов, находятся в очень сильном напряжении, в глубоком дефиците любви и добра. В таком, что не каждый и поймет.
- И этот дефицит вы стараетесь восполнить особой атмосферой красоты и гармонии…
Р. З.: - Скорее, мы выращиваем новый социум. Наши гимназисты погружаются в культурную жизнь города, плотно общаются с людьми искусства. Вместе с ними этот путь проходят их близкие – в результате люди уже не мыслят свое существование вне культуры.
Сегодня много говорят о качестве образования. И забывают о качестве воспитанности. Можно без конца натаскивать детей на сдачу ЕГЭ. Но не в этом предназначение школы. Знания в любой области быстро устаревают. Гораздо важнее научить ребенка постигать, творить, мыслить, правильно общаться.
Школа не должна опалить ребенку крылья, разрушить свободу духа. Нам не нужна американская демократия – нам нужна русская соборность.
Кто получил Строгановскую премию?
18 июня пройдет награждение лауреатов Строгановской премии
Объявлены лауреаты Строгановской премии
Лучшие из лучших. Пермские школьники отправились на Кремлевскую елку
Мужики боятся увидеть свои особенности