Неподкупная, непокорная, вечно фонтанирующая идеями – она давно стала головной болью для начальства и культурным достоянием Перми. Музей «Гостиная семьи Дягилевых» появился ее стараниями в середине восьмидесятых. Тогда в страну хлынули мутные потоки «западных ценностей». Дом Дягилевых стал противовесом – хранителем национальной идентичности.
Не ради денег
Татьяна Мучкина, «АиФ-Прикамье»: - А люди, Раиса Дмитриевна, все идут вас поздравлять. Многие – со слезами на глазах.
Раиса Зобачева: - Мои друзья, коллеги мне говорят: «Это премия наша, общая». И это справедливо. Вместе пришлось преодолевать тяжелые времена, некогда было даже думать об отпусках и выходных. Мой лечащий врач как-то спросил: «Ради чего тебе такая трудная жизнь? Ходишь по лезвию бритвы». Я задумалась. Ради денег? Нет, их никогда не было. Но когда я вижу искреннее одобрение людей, то понимаю, что все было не зря.
- Когда в середине семидесятых вы стали директором средней школы № 11, здесь училась вся разгуляйская шпана, в подвале был притон, а школьное здание подлежало сносу. Даже не верится, что у престижной Дягилевской гимназии такое прошлое.
Р. З.: - Разгуляй, тюрьма, базар – вот откуда приходили к нам дети. В школьных подвалах ютилось с десяток асоциальных семей. Во дворе теснились бараки и гаражи, мимо которых ученикам и ходить-то было опасно. Залежи мусора, кучи фекалий, пивные ларьки – такой вот пейзаж… Износ школьного здания составлял 83%. И надо было добиваться реконструкции здания, расселения людей, выбивать грузовики для вывоза мусора… Вместо алкогольных ларьков и бараков появились роскошные клумбы.
- Как вам все это удалось?
Р. З.: - Да власть была умная, поддерживала во всех начинаниях.
В 91-м наши ученики уже выступали на фестивале в Америке, потом – в Англии. И с нашим «разгуляйским» образованием поступали в любые вузы страны.
Из ничего и вопреки
- Имя Сергея Дягилева было незаслуженно забыто в России. Получается, вы вернули его стране.
Р. З.: - Зачем понадобился музей Дягилевых? Это был повод говорить в смутные времена о смыслах и ценностях. Тогда уже подкатывали девяностые – пахло порохом и будущими революционными битвами. Всюду смута и туман. На улицу выйти страшно. К власти пришли те, кто недавно угонял машины, а первый капитал был сколочен на водочных киосках – залили алкоголем всю Россию. Ко мне в школу дети приходили бледные, зеленые от голода... Всюду лозунги: «Перестройка!», «Гласность!». А мы в своей школе повесили плакат: «Нашу Россию мы защитим!» И говорили о Дягилеве, патриотизме, о сокровенных смыслах русской культуры.
- Теперь Дягилевский музей – гордость Перми. Вошел в европейские путеводители, стал центром международных связей. Именитые гости идут сюда, чтобы понять «исторические смыслы» региона, а местные чиновники – вооружиться знаниями перед зарубежными поездками. Власть помогает вам содержать и развивать музей?
Р. З.: - Нет! За все эти годы не выделили ни копейки. Этот дом – народная стройка, народное достояние. Все, что здесь есть, появилось из ничего и вопреки. Экспонаты привозят наши друзья со всего мира, находят гимназисты во время экспедиций. С детьми мы прошли весь Урал – от Тимана до Чебаркуля. Изучали этнографию, культуру, историю родного края. Помогли возродить Никольский монастырь в с. Бикбарде – родовом поместье Дягилевых. Не первый год призываем власти задуматься об открытии музея в Бикбарде. Здесь у Дягилевых было большое производство: добывали камень, растили пшеницу, работала винокурня. Роскошная природа! Туристический потенциал – огромный. Но никто нас не слышит.
- Как вам удалось сохранить за гимназией гектар «золотой» земли в центре города, да еще начать строительство нового школьного здания?
Р. З.: - Чудом. Много чего пришлось выдержать. Мне предлагали отдать эту землю под строительство жилого дома. Потом администрация города вознамерилась поставить здесь инженерный корпус. Не вышло! У меня часто были проблемы с властью. С детьми – никогда.
Возвращение к истокам
- Не секрет, что к вам в гимназию практически невозможно устроить ребенка по звонку начальства. Зато вы легко берете какого-нибудь бедолагу из многодетной семьи, затравленного одноклассниками.
Р. З.: - Для меня всегда было важно прийти не к тому, кто сыт, а к тому, кому я нужна. Из трудного детства ребята вырастают израненными. Ребенок по природе своей неспособен на зло. Все это фарисейство, приспособленчество усваиваются в семье от родителей…
Сегодня в стране на три брака – два развода. Ребята, у которых нет отцов, находятся в очень сильном напряжении, в глубоком дефиците любви и добра. В таком, что не каждый и поймет.
- И этот дефицит вы стараетесь восполнить особой атмосферой красоты и гармонии…
Р. З.: - Скорее, мы выращиваем новый социум. Наши гимназисты погружаются в культурную жизнь города, плотно общаются с людьми искусства. Вместе с ними этот путь проходят их близкие – в результате люди уже не мыслят свое существование вне культуры.
Сегодня много говорят о качестве образования. И забывают о качестве воспитанности. Можно без конца натаскивать детей на сдачу ЕГЭ. Но не в этом предназначение школы. Знания в любой области быстро устаревают. Гораздо важнее научить ребенка постигать, творить, мыслить, правильно общаться.
Школа не должна опалить ребенку крылья, разрушить свободу духа. Нам не нужна американская демократия – нам нужна русская соборность.