aif.ru counter
6054

Пермские аборигены. Как заселялась территория региона

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. АиФ-Прикамье 15/07/2020
У коми-пермяков этническое самосознание не развито, они во многом растворены в русском этносе.
У коми-пермяков этническое самосознание не развито, они во многом растворены в русском этносе. © / Сергей Копылов / АиФ

Тысячи лет ассимиляции, века кочевой и осёдлой жизни – нет среди нас ни чистых русских, ни чистых поляков, татар или узбеков. И всё же порой мы задаемся вопросом: кто мы и где наши корни?

Этнополитолог Дамир Мусин – о том, почему в этничности не важна внешность, как слово формирует сознание, и о том, кто в Прикамье язычники. Подробности - в материале «АиФ-Прикамье».

Дамир Мусин.
Дамир Мусин. Фото: Из личного архива/ Дамир Мусин

 

Как «растворились» поселенцы

Наталья Стерледева, «АиФ-Прикамье»: Дамир Альфатуллович, вы занимались исследованиями в сфере этнополитологии Пермского края. Кто обосновался в регионе первым? Кого можно считать аборигенами?

Дамир Мусин: Исконным, аборигенным населением можно назвать коми-пермяков и в целом финно-угорское население региона. Они живут здесь по меньшей мере две тысячи лет. Это был гипотетический народ пермяне – предки коми-пермяков, удмуртов и коми-зырян.

– Как можно по внешности определить принадлежность к этому древнему этносу? Наверное, в каждом из нас есть эта кровь?

– Широкие скулы, некая раскосость глаз встречается и среди удмуртов, и среди коми-пермяков, коми-зырян. Но сразу скажу: этничность определяют  отнюдь не внешние данные.

– А что?

– Прежде всего, язык и самосознание. У коми-пермяков этническое самосознание не развито, они во многом растворены в русском этносе. Ещё в конце XIX века, когда проводились этнографические исследования среди коми-пермяков, на вопрос «Кто ты – коми-пермяк?», они со стеснением отвечали: «Ну что ж, не скроешь, коми-пермяк». 

– Славяне пришли позже?

– Да.  Север Прикамья – Чердынь и коми-пермяцкие поселения колонизировали новгородские славяне в XII-XIII вв.  Пермь Великая стала частью большой Новгородской республики. Ещё одна волна колонизации – появление промышленников Строгановых, разработка солевых месторождений, третья – после присоединения Сибири к Русскому царству.  Колонизация повлияла на местные финно-угорские народы. Славяне принесли православие, новые элементы уклада.

– Когда на территории региона появились татары и башкиры?

– Принято считать, что южное Прикамье до Чусовой было колонией Волжской Булгарии – тюркского государства, существовавшего в VIII-XIII вв. В XII в. с территории нынешнего Башкортостана пришло башкирское племя гайнэ. В XVI в., когда рухнуло Казанское ханство, тюрко-татары, уходя от насильственной христианизации и вассальных отношений, пришли сюда и соединились с башкирскими племенами. Сегодняшние бардымские татары – результат этого смешения.  Ещё часть переселенцев осела на территории Сылвы, Ирени, Тулвинской возвышенности.  

Язык как ключ к математике

– У татар достаточно высоко развито национальное самосознание. С чем это связано?

– Они предельно сохранили свой уклад  жизни, не менялись под воздействием колонизации. Думаю, в большей степени за счёт религии. Ислам – достаточно закрытая религия, почти не допускающая других культур.

Наконец, очень важный «сшивающий» элемент – язык. Татарин ты или нет, это определяется по простой черте – знанию языка. Ты можешь выглядеть как угодно, но принадлежность к некоему татарскому единству, общности – происходит по языку. Знаешь язык – тебе многое открыто. 

– Многие ли из прикамских народностей сегодня говорят на своём языке?

– Говорят многие, вопрос в степени его применения. Сельские татары говорят на своём языке, а переезжая в большой город, почти не используют его, теряют языковую практику. Коми-пермяки даже в сельских территориях нечасто используют свой язык. Говорят на своём языке те национальности, которые относятся к последней волне миграции – армяне, азербайджанцы, чеченцы. А вот, например, потомки корейцев, депортированных с Дальнего Востока при Сталине после их бегства от японской оккупации, уже и не знают своего языка. 

На самом деле язык играет огромную роль в самосознании. Кто-то из математиков заметил, что определённые разделы этой науки может до конца понять только один народ в Австралии, в языке которого «я» и «ты» – одно целое. Язык формирует сознание.

– Мусульмане, христиане, иудеи у нас есть. Есть ли в регионе язычники?

– Только сылвенские марийцы. Они пришли на Урал в конце XVI – начале XVII в. после русско-черемисских войн, живут в деревнях Васькино, Иванково и Тебеняки Суксунского района. Большинство из них исповедуют марийскую традиционную религию. Она в основе своей языческая, хоть и видоизменилась под влиянием ислама и православия. Ещё небольшая часть марийцев исповедует православие.

Элементы язычества сохранились и у православных. Например, когда удмурты закладывают дом, они прячут в угол монету. Это дань старой языческой традиции, которая была у них до принятия христианства. То же и с татарами и башкирами. Есть элементы обрядов, которые никакого отношения к исламу не имеют.  Надо помнить, что все народы начинали с язычества.

Бум как гипербола

– В крае в небольшом количестве есть и поляки, евреи, немцы, азербайджанцы, армяне. Какова их судьба?

– Была советская практика распределения студентов, которая коснулась в том числе армян, грузин, азербайджанцев. Часть азербайджанцев осталась здесь после распределения на разработки нефтяных месторождений. Большой поток беженцев появился в Прикамье во время Карабахского военного конфликта. Кроме того, в начале 90-х гг. началась трудовая и экономическая миграция. Что касается пермских поляков и евреев, они в большинстве своём потомки ссыльных XIX в. Литовцы были депортированы сюда перед  Великой Отечественной войной, немцы – во время войны. К поздней миграции относятся китайцы – они в регион стали переселяться в 2000-х гг. в ходе «челночной» экономической миграции.

– Что такое этнический бум 90-х?

– В Советском Союзе господствовала идея интернационализма. Все люди в стране были советскими, независимо от национальности. А после распада Союза этой объединяющей идеи не стало. Этнический бум – всплеск активности народов, которые долгое время о себе не заявляли. Но за любым бумом, по гиперболе, бывает спад. И сегодня мы переживаем минимальное значение этничности за всё постсоветское время.

Продукт того этнического бума – коми-язьвинцы – уникальный народ, результат деятельности интеллектуальных элит. В середине 90-х себя определяли как коми-язьвинцы порядка пяти тысяч человек. По сути, это субэтнос коми-пермяков, но у них есть три отличительные  черты: свой язык, близкий к коми-пермяцкому, но всё же отличающийся, компактное проживание на территории Красновишерского района и главное – религия. Все они старообрядцы.

– В Прикамье 120 народов. Это особый случай? Или в России все регионы такие многонациональные?

– Конечно, Прикамье – один из самых многонациональных регионов России. Минусов в этом я не вижу. Всякое разнообразие украшает и делает более сильным. Многообразие национальностей –  возможность для края найти свою идентичность. У региона есть северное финноугорское измерение, тюркский мир – южное измерение, есть горнозаводское измерение – мощный пласт русской колонизации.  Это огромный потенциал, чтобы конструировать себя.

Досье
Дамир Мусин. Родился в 1985 г. в Перми. Окончил историко-политологический факультет ПГНИУ. В 2009-2017 гг. – эксперт Центра ГРАНИ, в 2012-2017 гг. – директор МОО «Общество развития продуктивных инициатив». Эксперт Фонда профилактических программ социально значимых заболеваний «Астарта». Автор многочисленных научных статей и исследовательских проектов.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах