Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
Аргументы и Факты
perm.aif.ru
16+
Пермь
(обновлено )
Примерное время чтения: 10 минут
220

Сначала боялся лопастей. История попавшего в санавиацию медбрата

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 41. АиФ-Прикамье 08/10/2025

Срочный вызов, вертолёт отрывается от земли и спешит на помощь: неважно, зима это, лето или осень. В команде санавиации — медбрат-анестезист Максим Наумов. Он ещё в детстве решил, что будет спасать людей, а сейчас учится в медицинском вузе и параллельно работает. В интервью будущий врач рассказал, как попасть в команду санавиации.

Судьбоносный разговор

Ирина Вервильская, «АиФ-Прикамье»: Когда вы поняли, что хотите быть именно врачом?

Максим Наумов: В детстве я много болел. В стационаре, где я лежал, будучи семиклассником, располагалась кафедра неврологии. Периодически на обход вместе с профессорами приходили студенты. Также наиболее «интересных» пациентов приглашали в учебную аудиторию, чтобы те рассказывали о симптомах своего заболевания. Однажды профессор пригласил на лекцию меня. Я так чётко описал симптоматику моего заболевания и озвучил предположения по поводу диагноза, что он был в восторге. Профессор пошутил: «Такие люди нам нужны!» Тогда-то я и задумался о том, чтобы пойти в медицину. После девятого класса понял, что не могу оставаться в школе — потерял к ней интерес. Хотелось уже двигаться в сторону своей мечты и учиться на медика. Поступил в колледж на специальность «сестринское дело». Отучился три года и десять месяцев, затем решил поступать в ПГМУ, чтобы стать врачом. Медбратом быть неплохо, но мне хотелось самому оценивать ситуацию, подбирать лечение, спасать людей. Так получилось, что с первой попытки я не прошёл в университет по баллам. Стал работать в службе скорой помощи — там я проходил практику от колледжа.

— А чем вас привлекла эта работа?

— Возможностью помогать пациентам здесь и сейчас, видеть, как выполненные тобой манипуляции облегчают состояние человека.

— У вас в семье кто-то работал в сфере медицины?

— Дедушка по маминой линии был медбратом во время Великой Отечественной войны. Больше медиков в семье не было.

Море впечатлений

— Как из скорой вы попали в санавиацию?

— Благодаря своему упорству. Поработав на скорой помощи, я понял, что нужно двигаться дальше. Одной из основных причин стала тяга к новым знаниям. Другим решающим фактором было желание летать! Но на работу в Пермскую краевую клиническую больницу меня приняли не сразу. В первый раз я пришёл и спросил старшего фельдшера, можно ли устроиться в отделение санавиации на работу. Мне сказали, что для этого нужно как минимум получить корочки медбрата-анестезиста. Я прошёл курсы на базе колледжа, сдал экзамены на отлично. Один из моих преподавателей знал, что я очень хочу работать в санавиации, и порекомендовал заведующему отделением, который пригласил меня на встречу.

Поработав на скорой помощи, Максим понял, что нужно двигаться дальше
Поработав на скорой помощи, Максим понял, что нужно двигаться дальше Фото: Министерство здравоохранения Пермского края

— А вы до этого летали на вертолёте?

— Ни разу, только на самолётах. Первый полёт на вертолёте вызвал бурю эмоций. Помню, что поначалу боялся подойти к нему из-за вращающихся лопастей (когда на борт садится медицинская бригада, его не заглушают). Шум, жар двигателей, отрыв от земли… Уже во время первого полёта меня начал обучать опытный врач. Я узнал, как работает оборудование, которое есть в арсенале бригады санавиации. Правда, когда мы летели за пациентом, было трудно оторваться от иллюминатора.

— Как семья восприняла новость о вашем трудоустройстве?

— Очень позитивно. Перед этим я долгое время рассказывал родителям, что санитарная авиация — это моя мечта, мне хотелось бы пойти работать туда. Семья была рада, что я нашёл профессию, которая позволяет мне самореализоваться, помогая людям. Родители очень гордятся.

Семья была рада, что Максим нашёл профессию, которая позволяет самореализоваться, помогая людям
Семья была рада, что Максим нашёл профессию, которая позволяет самореализоваться, помогая людям Фото: Министерство здравоохранения Пермского края

— Куда вы летали в первый раз?

— В Чернушку, где нас ждал пациент с инфарктом. С этим диагнозом нам приходится иметь дело чаще всего. В целом на проблемы сердечно-сосудистой системы приходится около 80% вызовов. Мы прилетели на место, врач санавиации осмотрел пациента. Затем мы подняли его на борт и отправились в обратный путь. Полёт прошёл хорошо. Мужчину мы передали пермским коллегам.

— Вертолётная площадка есть у каждой больницы?

— Нет, пациентов мы обычно забираем вблизи населённого пункта. К посадочной площадке его  доставляет местная служба скорой помощи.

— Оправдала ли себя работа мечты? Близкие не переживают за вас?

— Работа себя оправдала в первую очередь в плане новых знаний. В санитарной авиации я очень многому научился. Все коллеги очень отзывчивые, к ним всегда можно обратиться за помощью или советом. Моя мечта сбылась. А по поводу близких — обычно они больше волнуются, если я допоздна задерживаюсь на прогулке. В рабочее время они за меня спокойны.

— Сколько вылетов у вас уже было?

— Около двадцати-тридцати. Не могу сказать точно, поскольку не считаю их.

— Во время какого вылета вы волновались больше всего?

— Я тогда работал в санавиации первый месяц. Поступил вызов из Коми-Пермяцкого округа. У беременной пациентки произошла отслойка плаценты и разорвалась почечная артерия. Хирурги оперировали женщину всю ночь. Суммарная кровопотеря (вместе с донорской кровью) составила более шести литров. К беременным пациенткам у нас всегда повышенное внимание, ведь они находятся в группе риска. Женщина была на искусственной вентиляции лёгких, без сознания. Мы подняли её на борт вертолёта (у нас есть всё необходимое оборудование, позволяющее поддерживать жизнедеятельность человека, в том числе аппарат ИВЛ), в пути следили за её состоянием и корректировали его по мере необходимости. Женщину доставили в реанимацию хирургического отделения Пермской краевой клинической больницы.

— Чем закончилась история? Вы наверняка интересовались потом судьбой пациентки?

— Совсем недавно я узнал, что женщина очень долго лежала в больнице, но, к счастью, поправилась и уже выписана из стационара.

— Какие у вас впечатления от самого воздушного судна?

— Очень позитивные. Это отличная техника! Коллеги рассказывали, что раньше врачей санавиации можно было учуять из любого уголка больницы по запаху керосина. Поначалу летали на По-2, Як-12, Ми-1. В те годы на борту трясло так, что врачи иногда были зеленее пациентов. Считаю, что я пришёл в санавиацию в нужный момент. Мы видим, что техника становится более продвинутой и позволяет оптимизировать транспортировку.

Техника становится более продвинутой и позволяет оптимизировать транспортировку
Техника становится более продвинутой и позволяет оптимизировать транспортировку Фото: Министерство здравоохранения Пермского края

Правильный ли выбор?

— Какие у вас планы на будущее в плане карьеры?

— Я мечтаю стать врачом-реаниматологом — как мои старшие коллеги. Учиться мне ещё восемь лет. Также планирую продолжить работу в санавиации.

— Молодым специалистам обычно трудно устроиться куда-то без опыта работы. А как у медиков?

— В отделениях, где оказывается специализированная, в том числе высокотехнологичная помощь и работают асы своего дела, действительно смотрят на то, где и сколько ты работал, имеешь ли необходимые знания и понимание, что нужно делать. В других случаях у молодого человека с дипломом о среднем специальном образовании обычно не возникает проблем с трудоустройством. Но нужно быть готовым работать в полную силу. Люди нужны практически в каждом отделении.

— Скажете пару напутственных слов тем, кто ещё только планирует пойти в медицину или недавно начал учиться?

— Часто человек сомневается, действительно ли медицина — это его призвание. Чтобы ответить на этот вопрос, достаточно устроиться санитаром в больницу на месяц-два. Если вы поняли, что помогать людям — дело вашей жизни, не раздумывайте!

— Многие мечтают хоть раз прокатиться на вертолёте. У вас же такая возможность предоставляется практически каждый день (если есть вызовы и позволяет погода). Не превратились полёты в обыденность?

— Когда я начинал работать и немного волновался перед полётами, один из наших врачей сказал о вертолёте, чтобы меня подбодрить: «Автобус как автобус!» Конечно, со временем привыкаешь ко всему, однако я и сейчас испытываю некий трепет, когда подхожу к Ми-8. Это ощущение возникает где-то глубоко в груди. В такие моменты появляется осознание того, насколько интересная у меня работа.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах