aif.ru counter
266

Свадьба с исчезновением. Как вступают в брак пермские евреи?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32. АиФ-Прикамье 05/08/2020
Интерактивная свадьба. Во время женитьбы жених и невеста встают под хупу – балдахин на четырёх шестах. Хупа символизирует дом, очаг, благополучие.
Интерактивная свадьба. Во время женитьбы жених и невеста встают под хупу – балдахин на четырёх шестах. Хупа символизирует дом, очаг, благополучие. © / Татьяна Соснович / Из личного архива

Еврейская свадьба – обряд, который перевернёт ваше представление о брачной церемонии с ног на голову.  Лицо невесты вы мельком увидите лишь однажды, а после благословения раввина исчезнут и жених, и невеста.

В застолье главные действующие лица не участвуют – такова традиция.  Многие женщины будут на празднике в париках – на то свои причины. Но если вы – мужчина, то можете и вовсе не встретить на торжестве женщин: лица разного пола разделены перегородкой, еда и танцы – порознь.

Как проводит еврейская невеста последний день перед  бракосочетанием, почему нельзя терять ктубу, почему нет «женских» песен на иврите, рассказывает председатель Пермской региональной еврейской национально-культурной  автономии (ПРЕНКА) Татьяна Соснович.

Ктуба как реликвия

Наталья Стерледева, «АиФ-Прикамье»: Татьяна Вячеславовна, соблюдают ли сейчас еврейские семьи свадебные традиции?

Татьяна Соснович: В религиозных семьях соблюдают обязательно. Хупа – религиозная свадьба. На ней главное – присутствие раввина, который читает благословения и совершает обряд.  Есть пермские семьи, которые в точности соблюдали ритуал бракосочетания, проведённый в Центральной пермской синагоге. Некоторые из них сейчас живут в Израиле. Сегодня в Перми у  молодых есть возможность провести хупу по традиции. Есть синагога, есть раввин. Мы стараемся рассказывать и показывать еврейские обряды и жителям города, даже был проект «Интерактивная еврейская свадьба». Перед зрителями мы ставили кукол под хупу (с настоящими людьми это делать нельзя – запрещает Тора), рассказывали, как всё должно происходить по канонам еврейской свадьбы. Раввин читал все семь благословений.

– Любая традиционная свадьба  начинается с помолвки. Есть ли она у евреев?

– Конечно. Называется она «тенаим», что буквально означает «условия». Устраивается она обычно за месяц до свадьбы. Жених и невеста в присутствии других людей впервые вслух говорят о своей будущей свадьбе. В течение всего месяца они не должны встречаться наедине. А вот встречи в кафе, на людях – допустимы.

– Как готовится  к свадьбе невеста?

– Обычно за день до свадьбы невеста посещает ритуальный бассейн – микву. Такой бассейн есть в Центральной пермской синагоге,  его проектировал архитектор из Израиля Гедалия Ольштейн.  Это не обычный бассейн, а специальное ритуальное помещение, где есть несколько комнат. Место для окунания состоит из нескольких резервуаров. В первом собирается дождевая вода, которая стекает с неба по жёлобу около здания синагоги. После заполнения первого резервуара дождевой водой остальные наполняют обычной проточной водой.  Внизу дождевая вода на уровне щиколоток смешивается с проточной. После посещения миквы проточную воду обновляют, а дождевая остаётся.  Вот такая сложная система. Кстати, в микву мы окунаем и новую посуду, чтоб потом можно было использовать. Перед тем как окунуться в микву, невеста сначала самым тщательным образом моется – перед бассейном есть ванная комната, где она отмокает. На теле не должно быть ни царапинки, ни ранки, заклеенной лейкопластырем. Тело должно быть полностью очищено. Потом в присутствии специально обученной женщины – баланит (обычно это жена раввина) – она окунается в микву несколько раз с головой. Это символизирует очищение от всех прежних грехов и тягот.  Время посещения миквы и саму свадьбу назначают так, чтобы девушка была полностью «чиста» – в соответствии с женским циклом. Замужние женщины должны приходить в микву раз в месяц. Приходят они туда вечером, чтоб не было посторонних глаз.

Застолье без невесты

– Когда же происходит свадебная церемония?

– Бадекен – свадебная церемония – назначается на следующий день. Торжество состоит из двух частей. Из обряда обручения (кидушин) и самой женитьбы (нисуин).  Во время обручения жених проверяет лицо невесты под покровом. Такой обычай – нужно проверить, чтобы невесту не подменили. Затем вновь покрывает его – это символизирует его заботу о ней. После этого никто лицо невесты не видит. Во время женитьбы жених и невеста встают под хупу – балдахин на четырёх шестах.  Хупа символизирует дом, очаг, благополучие. Сначала  под балдахин встаёт жених, потом подводят невесту. Мать или сестра семь раз обводят невесту вокруг жениха. Потом они становятся вместе. Зачитывают ктубу – брачный контракт и благословения. В ктубе описаны и финансовые отношения, и уклад семьи. Это серьёзный документ. Невеста должна хранить его всю жизнь.

– А если выкрадут или она потеряет его?

– Не дай Бог. Муж тогда имеет право сказать: ты мне больше не жена. В Израиле в религиозных семьях всё именно так. Ктубу нужно хранить как зеницу ока.

Ктубу подписывают два свидетеля. Потом жених разбивает бокал. Во все радостные моменты мы помним о разрушении иерусалимского храма, о том, что было многовековое изгнание евреев. Разбитый бокал напоминает об этом. Его заворачивают в ткань, чтобы не разлетелись осколки,  и жених каблуком разбивает его. Кульминация хупы – жених  надевает кольцо на указательный палец невесты.  У жениха кольца нет, окольцована только невеста. 

– И что же потом? Все – танцевать?

– Нет, сначала жених и невеста уединяются в специальной комнате. Идёт праздник, все пьют, а жениха и невесты нет. В день свадьбы жених и невеста постятся, а во время уединения трапезничают, обмениваются подарками и благославениями. И только потом выходят к гостям.  Жених танцует в кругу с мужчинами, невеста - в кругу женщин. 

В еврейской традиции положено, чтобы мужчины и женщины сидели за разными столами. Их даже разделяют перегородкой, чтобы они не видели друг друга. В толчее кто-то может коснуться другого человека. Не принято, чтобы замужней женщины (да и незамужней) касался чужой мужчина. Это может взволновать. Замужняя женщина теперь всегда должна ходить с покрытой головой. 

Пение слишком волнует

– Отсюда традиция носить парики на торжествах?

– Не обязательно парик. Женщина может быть в шапочке. Главное, чтобы волосы были закрыты. Считается, что волосы – очень интимный элемент, который привлекает мужчин. Такой женщину может видеть только муж. Сейчас женщины хитрят: делают парики из настоящих волос, очень похожих на свои. Но всё же это парик, традиции соблюдены.

– А не жарко?

– Для жары есть специальные шапочки. Но в Израиле женщины в основном ходят в натуральных париках. Они очень дорогие. Такой парик перед торжеством укладывают. У нас женщины идут к парикмахеру, а там – к мастерицам, чтобы сделать укладку парика.  Для этого паричка в доме отведено специальное место. Понятно, что речь идёт о религиозных семьях. Женщины, которые не соблюдают в строгости традиции, так не ходят.

– Как одевается невеста? Может позволить себе декольте?

– Все должно быть закрыто – ворот не ниже ключиц, рукава – не выше локтя, подол – чуть ниже икры или в пол. Платье должно быть светлым, лучше всего белым, можно с оттенком голубого или бежевого. На голове – тонкое покрывало. 

– Как можно танцевать на еврейской свадьбе? Какую музыку можно слушать? Какое вино пьют?

– Женщины и мужчины танцуют отдельно и довольно скромно. Никаких вульгарных телодвижений.  Музыка – еврейская.  Все еврейские песни исполняют мужчины и мальчики. Даже раввин не выходит к гостям на празднике, если поёт женщина. Слышать поющую женщину мужчине нельзя, если это не его жена. Считается, что это слишком волнующе. Вино на свадьбе и в любой день можно пить только израильское или со знаком кашрута. Оно должно быть проверено раввином.

– Еврейские свадьбы часто назначают на будни. Почему?

– Шаббат, суббота, – сам по себе большой праздник, его нужно отмечать отдельно. Воскресенье в Израиле – рабочий день. Пары предпочитают избегать и периода между Песахом и Шавуотом (49 дней траура по 12 тысячам израильтян, скончавшимся от эпидемии. – Ред.). В это время не проводят вечеринки, не стригутся, не играют свадьбы.

– Жених и невеста, идущие под хупу, обязательно оба должны быть евреями?

– Да, обязательно. Еврейство признаётся по галахе (по закону) по матери. Мы даже иногда шутим:  материнство – это факт, а отцовство – самомнение. Но если один из вступающих в брак всё же не еврей или половинка по папе, то есть возможность пройти процедуру посвящения в еврейство – гиюр. Это сложный и длительный процесс, во время которого посвящающийся обучается Торе и традициям с раввином, сдаёт экзамен в еврейском суде (в России он в Москве), мужчина обязан сделать обряд обрезания. Но это уже совсем другая история.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах