Остаётся лишь догадываться, сколько нетрезвых шофёров избежали встречи с полицией. У каждого столба ведь не поставишь инспекторов ДПС.
Пьяный край
В Прикамье серьёзно возросло число ДТП с участием нетрезвых водителей. В 2016 г. из-за них погибли 14 человек, ещё 550 прикамцев получили тяжёлые травмы. Но число жертв «пьяных» ДТП могло быть куда больше, если бы в прошлом году в Прикамье сотрудники полиции не задержали свыше 18,2 тыс. водителей, севших за руль в состоянии алкогольного опьянения. Из них почти три тысячи нетрезвых шофёров попались повторно. По этим показателям наш регион – в печальных лидерах в стране.
«По числу задержанных пьяных водителей наш край занимает восьмое место в России. А по количеству выявленных преступлений за повторную езду в нетрезвом виде мы уже второй год находимся в тройке лидеров. Задуматься надо всем! Эти постыдные, а иначе не назовёшь, показатели никак не свяжешь с недоработками сотрудников ГИБДД по их профилактике. Как минимум половину «пьяных» ДТП можно было избежать, если бы трезвые родственники, соседи или очевидцы не позволили водителю сесть за руль», – возмущается Виктор Кошелев, начальник ГУ МВД России по Пермскому краю.
По его словам, есть связь между этой убийственной статистикой и тем, что наш край – один из самых пьющих регионов в России.
«Недаром в рейтинге трезвости регионов Прикамье занимает 81-е место. И доля правды здесь есть. Хотя мне довелось служить в разных регионах, и я бы не сказал, что у нас здесь прямо «пьяный край». Но статистика говорит об обратном. Каждую неделю мы публикуем данные о выявленных пьяных водителях не для того, чтобы кого-то удивить. А чтобы выработать какое-то противоядие у общества, но не к сотрудникам ДПС, которые такие злые и всех останавливают, а к тем горе-водителям, которые зачастую на наших глазах нетрезвыми садятся за руль.
В прошлом году благодаря системе видеофиксации штрафов бюджет пополнился почти на миллиард рублей. Может, уже пора краевым законодателям задуматься и часть этих средств направить на программы по профилактике пьянства за рулём, донесения этой проблемы до наших жителей!» – говорит Виктор Кошелев.
Ужесточить закон
В краевом суде сообщили, что всего в прошлом году осудили 275 прикамцев, которые сели за руль подшофе и стали виновниками ДТП, приведших к смерти или серьёзным травмам людей (ст. 264, ч. 2, 4 УК РФ). При этом 121 человек получил реальные сроки. Для сравнения: в 2015 г. за аналогичные преступления осудили 210 человек, из них 112 приговорили к лишению свободы.
Но, как видим по итогам рейдов ГИБДД в выходные, даже потенциальная уголовная ответственность (в том числе за повторную езду в пьяном виде) многим водителям просто по барабану.
И некоторые эксперты склоняются к тому, что надо ещё сильнее ужесточать законы и наказание за пьяное вождение.
Комментарий
Виталий Огорельцев, координатор проекта «Трезвая Россия» в Пермском крае:
«Мы видим лишь верхушку айсберга. Ведь чаще всего где дежурят патрули ДПС и ловят пьяных водителей? На больших трассах и в крупных городах. Боюсь представить, сколько нетрезвых гоняют на машинах в сельских территориях, где редко ступает нога сотрудника ДПС. К сожалению, многие наши граждане не осознают меру личной ответственности, когда садятся за руль в алкогольном опьянении. Их не пугает ни возможное лишение прав, ни даже реальные сроки, которые могут грозить рецидивистам. Впрочем, многие ли пьяные водители-рецидивисты получают реальные сроки? Единицы. Поэтому, на мой взгляд, закон нужно ужесточать. Пьяницы за рулём создают реальную угрозу жизни. Но сегодня наказание за пьяное вождение несоизмеримо с этой угрозой. Для водителей подшофе нужно вводить уголовную ответственность уже за первое задержание, лишать прав как минимум на пять лет. Для рецидивистов – только реальный срок либо принудительное лечение, если у человека есть зависимость. И максимально освещать эти случаи наказания в СМИ».