«Музыканты играют без партитур и кажется, что они ловят музыку из воздуха»

   
   

 - Как родился формат камерных концертов «Музыка для нас»?

- Это, можно сказать, наше изобретение. Все началось еще в Новосибирске. Однажды накануне дня рождения Теодора Курентзиса музыканты оркестра MusicAeterna задумались, какой подарок ему сделать. Первое, что в таких случаях приходит на ум, –  подарить музыку. Теодор в то время жил в театре (в здании предусмотрены гостиничные номера). Утром музыканты договорились с горничной, чтобы она потихоньку открыла дверь в его номер, а сами в это время в фойе исполняли отрепетированную пьесу. Теодор потом рассказывал, что видел прекрасный сон, в котором были ангелы и звучала музыка. Медленно он начал просыпаться, но музыка не утихала. Он был очень обрадован, когда вышел в гостиную и увидел, в чем дело. 
Потом задумка переросла в камерные вечера с музицированием и чтением стихов. Увидев несколько подобных вечеринок, администрация новосибирского театра предложила сделать аналогичный концерт для широкой публики: как будто зрители подглядывают за творческой жизнью музыкантов. 
- «Музыка для нас» - подразумевается «для всех»?
- Безусловно. Если бы мы назвали наши камерные концерты «Музыка для вас», это выглядело бы так, словно мы работаем только по заказу публики. Название «Музыка для нас» означает, что музыканты играют и для себя тоже, делают то, что приносит им радость. С другой стороны, когда зрителя спрашивают, куда он идет, он отвечает: «На «Музыку для нас». Таким образом, это и его музыка. 
- По вашим ощущениям, где публика быстрее приняла формат – в Новосибирске или в Перми?
- Ситуации несколько различаются. В Новосибирске мы уже с третьего концерта стали понимать, что этот проект нравится публике. Но там люди уже имели представление о том, кто такой Теодор Курентзис, и изначально шли на него. В Новосибирске аудитория камерных концертов сложилась очень быстро. В Перми все немного иначе. Здесь мы сразу, как только приехали, запустили цикл «Музыка для нас». На первом концерте был аншлаг, потому что люди хотели посмотреть на новые лица. А сейчас зрители ходят избирательно. То есть они выбирают ту музыку, которая им интересна: складывается отдельно аудитория концертов барочной музыки, отдельно – вокальных концертов Liederabend и так далее.  
- Из каких программ в этом сезоне состоит цикл «Музыка для нас»?
- Первоначально весь цикл был посвящен музыке барокко. Но потом мы решили его разнообразить. Так у нас появились программы и кураторы. Программу музыки ХХ века разрабатывает Валентин Урюпин – самый титулованный российский кларнетист из числа молодых музыкантов и также успешный дирижер. В октябре под его руководством состоялся концерт из произведений Хиндемита, Стравинского и Шуберта. Камерные вокальные вечера Liederabend курирует педагог по вокалу Медея Ясониди, благодаря которой наши солисты сейчас прекрасно поют на всех европейских языках. В рамках этой программы звучит западноевропейская музыка. Мы ориентируемся на австрийских, немецких и французских композиторов. Два концертмейстера оркестра MusicAeterna Афанасий Чупин и Сергей Полтавский - специалисты в музыке эпохи барокко. И скоро, 20 ноября, состоится первое выступление в рамках новой программы струнного квартета MusicAeterna, который возглавляет Федор Белугин. Кроме Белугина (альт), в квартет входят Андрей Баранов (скрипка), Гайк Казазян (скрипка) и Алексей Жилин (виолончель). Для презентации музыканты выбрали два сочинения Шостаковича. 
- Произведения для концертов музыканты выбирают по собственному желанию?
- Да. Теодор задает генеральную идею, а насыщением программ занимаются кураторы. Но, конечно, все согласовывается с Теодором. Иногда он может вмешаться, если произведение, например, не подходит концептуально.
- Сколько времени музыканты проводят за репетициями?
- Некоторые музыканты находятся в театре с 11 утра до 3-4 часов ночи, практически живут здесь. Но музыка – это и есть их жизнь, и я вижу, что они работают с огромным желанием. У Теодора в оркестре находятся солисты, которые умеют играть в ансамбле, но им хочется проявить и собственное видение музыки. И камерные концерты удовлетворяют их творческие потребности.
- Сильная загруженность музыкантов не влияет на качество музыки?
- Нет. Это же поддержание хорошей формы. Куда сложнее работать в режиме одного концерта в полгода. Кроме того, если вы посмотрите на расписание камерных концертов, то увидите, что музыканты чередуются. Пока напрягается вокальная братия, инструменталисты занимаются подготовкой следующей программы. 
- Значит, вы все равно немного лукавите, когда говорите, что зритель на этих концертах как будто наблюдает творческую лаборатория музыкантов. Исполнители выходят к публике стопроцентно подготовленными.
- Да, программа «Музыка для нас» - это публичное действо. Но мы стремимся к тому, чтобы создавалось впечатление непринужденного музицирования. Поэтому иногда артисты играют наизусть, без партитур, и тогда кажется, что они ловят музыку из воздуха. 

Смотрите также: