Иллюзия покоя
На самом же деле в Прикамье давно уже попахивает порохом. И нет никакой уверенности, что в некий час Икс не рванёт.
Воюют, получая ранения, погибая, наши земляки - бойцы спецподразделений ФСБ, МВД, ФСИН. В Чечне и Дагестане, в Ингушетии и Кабардино-Балкарии. В преддверии Сочинской Олимпиады командировки туда учащаются. Множится скорбный мартиролог.
Выдавливаемые с Кавказа террористы растекаются по всей России и пытаются взять реванш то в одном, то в другом месте. Подзабылось, а зря, как летом 2010 г. боевики-ваххабиты расстреляли пост ДПС под Суксуном (тогда погиб милиционер Андрей Коробкин, было похищено его оружие). Где гарантия, что подобные попытки не повторятся?
Ряды террористов пополняют не только кавказцы и «волонтёры» из-за рубежа. В последнее время потянулись к ним и некоторые новообращённые мусульмане из числа русских парней и девушек. Вспомните хотя бы мужа и сообщника волгоградской смертницы Соколова, участника подрыва «Невского экспресса» Павла Косолапова (он, кстати, родом из Прикамья).
Мы можем осуждать «русско-озабоченных» типа пермского правозащитника Романа Юшкова. Но ведь доля правды в их словах имеется. Отрицать систематически происходящие на территории Прикамья конфликты между представителями местного населения и этнодиаспор, видеть в них только хулиганство на бытовой почве просто глупо. А ну как произойдёт нечто подобное пугачёвским и бирюлёвским столкновениям?
Нарастание страхов
Стали привычными и уже не вызывают иронии учения, проводимые региональным управлением ФСБ. Сами за себя говорят их сценарии: «взрывные устройства», заложенные на пермском и кунгурском автовокзалах и аэропорту Большое Савино, «захваты заложников» в одном из местных вузов.
Участились сигналы пермяков в правоохранительно-силовые органы региона о подозрительных людях и предметах, принимаемых за взрывные устройства. Так, 27 октября при обнаружении бесхозной сумки с харчами встала на уши Пермь II: до эвакуации дошло!
Среди сообщений примерно четверть - ложные. Звонят, рассылают письма с подставных электронных адресов. Ряд завершённых и посему полурассекреченных дел показывает: как правило, телефонные террористы к бандподполью никакого отношения не имеют. То и пугает. Ведь шутники-одиночки вольно или невольно подыгрывают смертоносцам, маскируют их своей массой, ретранслируют и множат угрозы. Классикой стало ЧП в Кунгуре. «Только что в Пермь выехал автобус. В нём взрывное устройство», - заявил позвонивший в УВД мужчина. По тревоге на ноги подняли полицию, ФСБ, МЧС. «Заминированный» автобус остановили, шофёра и 16 пассажиров эвакуировали. Сапёр со служебно-розыскной собакой обследовал салон, багаж и ручную кладь. Ничего. «Террориста» - 27-летнего Григория Некрасова - взяли вечером того же дня. Тот ничего объяснить не смог, поскольку был пьян, зол на весь мир, включая жену и тещу.
На днях юнец из Кукуштана, анонимно позвонив в полицию и сообщив, что взял в заложники людей, потребовал 10 тыс. долл. и вертолёт. Его тут же задержали. И, наконец, в минувшее воскресенье некий чайковец сообщением о якобы заминированном поезде «Казань - Москва» мобилизовал спецслужбы пяти субъектов Федерации. Тоже попался.
Чекисты с удовлетворением констатируют: бдительность людей возросла. Хорошо, конечно. Но ведь невооружённым взглядом просматривается оборотная сторона - нарастающий в обществе страх.
Как на дрожжах растёт - вольное или невольное - доносительство. Не понаслышке знаем: в органы поступает много сигналов от людей, которые не скрывают себя. На пакет, мол, подозрительный наткнулся - приезжайте срочно! Мчатся кинолог с собакой, взрывотехник с приборами. Обследуют подозрительную находку. Ах, просто сосед пакет с мусором до контейнеров донести поленился. На такие добросовестно-ложные вызовы тратится большое количество времени. А представьте, в это время где-то действительно помощь требуется. Это старый приём «москитной войны» - держать силовиков в постоянном напряжении и в то же время притуплять их внимание очередными пустышками, принуждать распылять силы. А потом - раз - теракт в самом неожиданном месте. Совсем как в притче о пастухе, со скуки созывавшем односельчан криками «Волки! Волки!» До тех пор, пока те не перестали на них сбегаться. Тут серые и нагрянули…
Отмечаемое недавно пятилетие катастрофы «Боинга-737» реанимировало слух о том, что лайнер уничтожили либо захватившие его террористы, либо силы ПВО - для предотвращения большей беды от падения на нефтеперерабатывающие объекты.
Многие пермяки «некоренных» национальностей констатируют ощутимое нарастание ксенофобии. В том числе на своём личном опыте солист театра оперы и балета осетин Владимир Тайсаев, ветеран МВД грузин Гурам Цховребашвили, владелец одной из пермских фирм таджик Джумабек Джобиров. Все трое - граждане РФ. Но ведь «бьют-то по морде, а не по паспорту». Вот Тайсаев средь бела дня и нарвался. Результат: множественные травмы и в ответ на требования артиста провести расследование маловразумительные отговорки стражей правопорядка.
«Забить козла»?
Именно страхом во многом объясняется тот ажиотаж, с которым в крае, как и в целом по стране, разворачивается кампания выявления, «палаточной изоляции» и высылки нелегальных мигрантов. Тут своего рода перевод стрелок, поиск козлов отпущения. Борьба со среднеазиатскими гастарбайтерами позволяет выплёскивать накопившуюся агрессию. Потому что, в отличие от северокавказцев, они бесправны, зависимы от работодателей, чиновников, полиции. В поведении мигрантов не появилось ничего нового. Как верно отмечает один из исследователей, «эта тема отражает целый ряд подспудных колебаний в психике населения, что и дало взрывной рост внимания к ней».
Страхи культивируются имущими (они же - власть имущие) ещё и для того, чтобы отвлечь внимание народа от собственного жирования, сбить его растущее недовольство галопирующим ростом цен, качеством услуг ЖКХ, медицины, образования.
Межнациональная вражда и терроризм возникают не сами по себе. Посему решение проблем искоренения их возможно только путём кардинального изменения политических, социально-экономических и духовных основ общества. У нас есть тому пример: братский союз народов - СССР! Есть соответствующая идеология - интернационализм.
Кстати
Заведомо ложное сообщение об акте терроризма - «готовящихся взрыве, поджоге, иных действиях, создающих опасность гибели людей... наступления иных общественно опасных последствий» по ст. 207 УК РФ карается вплоть до лишения свободы на срок до трех лет. Кроме того, подлежит возмещению ущерб, причинённый таким сообщением.
Давайте без крайностей
Владимир Власов, начальник УМВД по г. Перми:
Тема, конечно, животрепещущая. Тут важно избегать крайностей. Не самоуспокаиваться, но и не нагнетать новых страхов и фобий. Что касается нас, стражей правопорядка, то мы стараемся постоянно совершенствовать систему обеспечения безопасности и быть начеку. Так, наряду и вместо стационарных постов (вспомните хотя бы находившийся по дороге к аэропорту Большое Савино, да ещё с железным бункером), задействуются высокомобильные, до зубов вооружённые и оснащённые подразделения.
Хиджаб как символ
Елена Гуляева, педагог:
Работала в одной из школ Перми. Ученики спрашивали, почему я ношу платок-хиджаб. Мой ответ «потому что я мусульманка» их вполне устраивал. Меня - ни словом, ни жестом - не обижали даже самые отпетые хулиганы. Вот только коллеги-учителя не захотели принять меня такой, какая я есть. И если интриги и сплетни - обычное дело для в основном женского коллектива, то хамское требование «носить этот ваш платок у себя в мечети» поражало. В попытках отлучить меня от детей основным аргументом было якобы негативное психологическое воздействие, которое я оказываю на неокрепшие души. Я русский человек, пришла к исламу вполне сознательно. Не понимаю, почему в детали женского гардероба видится символ «жестокости, дикости и агрессии» ислама. Абсурдно!
За что боролись, на то и…
Татьяна Полоскова, доктор политологии:
Да-да! Именно в медиаретрансляции страха и нуждаются террористы. Их цель - не автобус, поезд или самолёт, а наши домашние телевизор, компьютер, газета… Именно благодаря СМИ террор вообще имеет смысл. По сути дела, пишущая братия в погоне за брутальными сенсациями, сама того не понимая, является пособницей терроризма.
Вспомните СССР периода стабильности. Терактов там не было не только по причине отсутствия внутренних антагонистических конфликтов и бандподполья. Ну какой смысл взрывать и убивать из-за угла, если всё равно это не пропечатают, не проэфирят. Получается, боролись за гласность, на неё и напоролись. Объективно информационный терроризм осуществляется не вместо, а в дополнение и даже в обеспечение динамитного. Всё направлено на то, чтобы внести разброд в умы, показать, что власти не контролируют ситуацию.
Смотрите также:
- Демократия смутократов.Эдуард Володарский: «Совесть олигархов и чиновников превратилась в бабло» →
- Что скрывается за борьбой с терроризмом? →
- А что бы сделал ты при угрозе теракта? →