Ну где вы, скажите, видели в Перми хоть одну снегоуборочную машину?! Особенно в последнее время. Когда погода преподносит бесконечные сюрпризы в виде оттепелей и лёгких заморозков. Замёрзнет дорога - пройти по ней невозможно. Потому как ни песчинки вы на ней не увидите. Оттает - того хуже: люди вязнут в снежной каше.
Сколько это может продолжаться?! Самое интересное - всё лето городские власти не перестают рапортовать о том, сколько тонн песко-соляной смеси заготовлено на зиму. Мол, всё будет O`k, пермякам падать не придётся. А получается, господа, сплошной "хоккей" - в смысле не ходят люди твёрдой поступью по дорогам и тротуарам, а скользят. И падают, и травмируются. Кто в ответе за здоровье людей? Да никто! Не нравятся дороги - сиди дома. Вот и весь разговор.
На этом фоне телодвижения властей Перми выглядят, мягко говоря, не совсем логичными. Не так давно муниципальные чиновники растрезвонили на весь город, что дороги будут содержаться по летним нормативам. Иными словами, как летом ухаживали за дорожным полотном, так и сейчас будем... Это сильно обескуражило горожан. Вроде бы Новый год на носу, а почему-то власти пытаются сделать вид, что не выпало ни снежинки. Забавно будет увидеть зимой вместо грейдеров поливочные машины.
Прокомментировать это заявление, а также состояние пермских дорог мы попросили доцента кафедры строительства автодорог Пермского государственного технического университета Ивана Афанасьева.
- У меня на руках документ, который регулирует уборку дорог в Пермском крае, - говорит Иван Афанасьевич. - Это, так сказать, стандарт зимнего содержания дорог, составленный на основе федеральных и территориальных законов и нормативных актов. Так вот, по этому документу норма снегоотложения на краевых дорогах не должна превышать 20 миллиметров. Причем ликвидировать "лишний" снег дорожные службы должны через три-пять часов после выпадения осадков.
Почему такая срочность? Дело в том, что наша непостоянная погода создаёт дополнительные риски. Допустим, утром грянул мороз, а в полдень - оттепель. Снег растопило, появилась "каша" - её надо срочно убрать! Со стандартной скоростью машин (60 километров в час) сделать это, в принципе, не трудно. Так, на дорогу от Перми до Кунгура требуется всего-навсего две машины. Но на краевых дорогах ситуация в целом благополучная. А вот в Перми...
Надо сказать, что сейчас для столицы края никаких нормативов уборки не существует. Обычно такие документы составляет наша кафедра по заданию властей. Для края мы нормативы приготовили, а для Перми - нет. Не знаю, чем это объяснить. То ли чиновники решили просто сэкономить, то ли в бюджете действительно не хватило денег. В любом случае логика властей мне непонятна...
Естественно, для крупного мегаполиса нормативы уборки должны быть иными, чем для дорог региона. Хотя бы потому, что здесь дорожные службы просто физически не способны уложиться в трех-пятичасовой промежуток. Пробки на улицах, снижение скорости машин из-за обилия светофоров - всё это накладывает свой отпечаток. И получается, что проблем в Перми гораздо больше, чем на дорогах края.
На обычной дороге машине достаточно выкинуть снежную "кашу" на обочину. А в городе этого просто негде сделать. Заметьте, что снег ведь ещё и песко-соляной смесью посыпают. В итоге имеем не обычную замёрзшую воду, а настоящий рассол. Из-за большой плотности ионов соли такой снег тает гораздо медленнее. А если ударят морозы - снова замерзает, не успев вытаять до конца. Для городских улиц используется, как правило, техническая соль, это та же поваренная соль с формулой NaCl, которая может удлинять процессы таяния до 15 градусов Цельсия. Действие соли приводит к тому, что у нас получается такое интересное явление, как отражённый (вторичный) гололёд. На котором сложно тормозить машинам, а горожане падают и ломают кости.
Кто-то скажет, что в условиях современного города таких проблем избежать нельзя. Но я, наоборот, скажу, что уборка улиц - далеко не столь трудное дело, как нам кажется. Потому что не уборкой надо заниматься в первую очередь, а системой эффективной канализации. Например, в Западной Германии во время дождя постоянно слышно, как вода бурлит в водостоке. Даже если идёт и громко топает рота солдат, журчание всегда можно услыхать. Достаточно пройти одному дождю - и грязи нет. Понятно, почему: на каждой улице есть ливневая канализация.
Вода - это вообще идеальный уборщик. Зачем тратиться на дорогие поливочные машины, если любой дождик может смыть грязь и сор? У нас даже при самом сухом лете природа способна потратить влаги в объёме, который не способно заготовить ни одно хозяйство! И в зимний период соляной раствор благодаря дождям не держится на дорогах, а полностью уходит в водостоки.
А вот мы у себя так почему-то сделать не можем. Отчего-то нет у нас понимания: строится улица - надо выстроить ливневый кювет прямоугольного сечения. На всю Пермь ливнёвок - считанные единицы. А те, которые есть, содержатся отвратительно... Чтобы полностью снабдить город системой ливневой канализации, на это нужно угрохать уйму денег.
Спасти город от грязи трудно и по другим причинам. Во-первых, из-за того, что самым старым улицам 200 лет, а ведь на них приходится основной транспортный поток. В других городах их бы разгрузили, превратили бы в исторический центр - у нас не хотят. Во-вторых, вредит точечная застройка. Дома у нас возводятся на старых местах, и планомерной последовательности в строительстве дорог и кварталов нет. Кроме того, старые дороги не расширяются, не реконструируются. Вот мы все и страдаем. И это при том, что в Перми идеальный рельеф местности для отведения влаги - холмистый, пересечённый ландшафт.
Однако власти, кажется, не слишком озабочены этой проблемой. Хотя бы потому, что на содержание дорог в бюджете всегда закладывались мизерные суммы. Не знаю, как сейчас, а шесть лет назад на всю Пермскую область было выделено 80 миллионов рублей - это капля в море! Но пока бюджет в нашем регионе утверждают по фактам прошлого года, положение останется прежним.