Моя юность совпала с переходом страны от социализма к капитализму. Двадцать лет прошло, многое забылось, но есть знаковые вещи, которые останутся в памяти навсегда. Была осень то ли 1991, то ли 1992 года. В тот день лил дождь. Я переходил улицу Пушкина на перекрестке с Попова – напротив центрального рынка. Когда закончил переправу через бурные потоки воды, оценил ущерб. Ботинки промокли насквозь, брюки извозились в грязи по колено. Зато в голове сформировался четкий критерий перехода от социализма к капитализму. Вот как только после дождя можно будет ходить, не испачкав брюки, всё – перешли и построили.
На дворе 2012 год. Город пестрит новыми топонимами – Сибирская, Петропавловская, Екатерининская, Монастырская. Пермяков, оценивших все прелести общества потребления, зазывают торгово-развлекательные супермаркеты и современные кинотеатры. Джинсы, кроссовки, сигареты, алкоголь, колбаса, бытовая техника, автомобили – на любой вкус и кошелек. Коммерческая медицина, четыре городских телеканала, Красавинский мост, банки, страховые фирмы, офисные центры. Вы догадались? Правильно! Все, что появилось за два десятилетия, тонет в той же грязи, по которой я шагал то ли в 1991, то ли в 1992 году. Не зря, совсем не зря в 2005 году Олег Басилашвили назвал Пермь самым грязным городом в России.
Да что там грязь. Машины натурально тонут в ловушках автодорог, окруженных высокими бордюрами. На улице Лебедева, на Петропавловской, на Гусарова, на Ленина, на Комсомольском проспекте, на улице Мира. В чем причина? Ливневки нет. И не будет. До тех пор, пока власти строят не ливневую канализацию, а прожекты по продвижению Перми среди российского народонаселения, как места, куда стоит приезжать. Не надо сюда ехать, отсюда надо валить туда, где соблюдают самые простые СНиПы и ГОСТы. Туда, где земля в клумбах насыпана ниже уровня бордюров, где грузовики въезжают в город и выезжают со строительных площадок, только вымыв колеса. Туда, где проще найти туалет, чем пометить все дворы всех домов на центральных улицах в день города.
Весна – самое депрессивное время в Перми. Солнышка не хватает и витаминов. Асфальт тает вместе со снегом. Дороги в ямах. В машине на коврике под ногами хлюпает грязь. Канализационные люки кто-то коллекционирует. Автобусы ездят где угодно, кроме выделенной им полосы, потому что многие в нашем городе паркуются как удобно им, а не так, чтобы было удобно окружающим. И так из года в год, из года в год. Это – отражение нашей пермской культуры, нашей, не побоюсь этого слова, современной культуры. Весь город окунулся по уши в современную культуру. Избавление сулят через обретение современного искусства. Побывал я рядом с очагами современного искусства – рядом с музеем PERMM, рядом с дровами, сложенными в виде буквы «П», рядом с огрызком яблока перед центральной библиотекой края, рядом с остановками от крутого дизайнера. Никакого отличия от другой дремучей и отсталой части Перми не нашел, такая же грязь.
Когда пропитываешься окружающей беспросветностью, хочется решить все проблемы максимально быстрым и радикальным способом. Как их решал главный герой в фильме «С меня хватит». Например, запретить парковаться в центре города на проезжей части под угрозой отправки автомобиля под пресс. Утверждение проекта торгового центра или многоэтажного дома без подземной парковки приравнять, например, к террористическому акту. Того, кто публично произнесет «современное искусство», объявить экстремистом. Попытку разместить еще один офис на улице Орджоникидзе считать преступлением против человечества. Неубранный снег или грязь на дорогах – признать достаточным основанием для отправки всех городских чиновников на общественно-полезные работы сроком лет на десять.
P.S. Не помню, куда я шел тогда по улице Попова в 1991 или 1992 году. Но сейчас понимаю, что надо было не идти, а бежать изо всех сил прочь из этого города. Когда молод, это легко. А когда тебе под сорок, семья, квартира, кредит… Ладно, что там нам даст современное искусство?
* Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.