106

Как и чему учить

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4 24/01/2007

Но жизнь, как говорится, далека от идеала. У каждого из нас есть примеры, когда молодые люди не хотят или не могут работать по специальности. Выпускники с дипломами экономистов, юристов, педагогов торгуют в ларьках, работают в охране, метут дворы.

Неудивительно в этой ситуации, что в министерстве образования бьют тревогу и говорят о том, что, возможно, многие вузы придётся закрыть. Ведь государство вкладывает в образование немалые деньги. Обсуждается также вопрос о том, чтобы снова ввести систему распределения тех выпускников, которые учились на бюджетных местах. Будет ли это выходом из положения?

Обо всех этих проблемах и о том, насколько пермские вузы вписались в систему рыночных отношений, шла речь на "круглом столе", организованном редакцией газеты "АиФ - Прикамье" на базе пермского филиала Государственного университета - Высшей школы экономики.

В разговоре приняли участие: директор пермского филиала ГУ-ВШЭ Галина Емельяновна Володина, завкафедрой гуманитарных дисциплин этого же вуза Елена Владимировна Корчагина, декан факультета прикладной математики и механики, завкафедрой общей физики ПГТУ Алексей Иванович Цаплин, декан факультета документально-информационных коммуникаций Пермского государственного института искусства и культуры Светлана Владимировна Шепелева, директор "Культурно-информационного центра" пермской государственной сельскохозяйственной академии им. академика Д. Н. Прянишникова Светлана Викторовна Гриценко, консультант министерства культуры и молодежной политики Пермского края Егор Олегович Казаков, а также студенты пермских вузов.

А. Цаплин (ПГТУ):

- Наш технический университет давно работает в условиях конкуренции. Боремся за студента, открываем новые специальности. У нас растет гуманитарный факультет. Я считаю, что здесь высшее образование выполняет ещё одну свою важную функцию. Мы повышаем уровень общей культуры молодых людей, отрываем их от пороков - курения, пьянства, наркомании. Проблема в другом - как подготовить высококвалифицированные кадры, готовые конкурировать на мировом рынке. Нам бы хотелось, чтобы крыши бассейнов не валились, дороги не разрушались, самолёты не падали. Поэтому, на мой взгляд, очень важно поддержать талантливых ребят, которые хотят и могут учиться. Потребность в таком абитуриенте у нас очень велика.

С. Гриценко (ПГСХА):

- Наша академия готовит высококвалифицированных специалистов для сельского хозяйства и других отраслей экономики. Примерно 70 процентов наших выпускников находят работу по специальности.

Сегодня в сельхозакадемии 12 факультетов и 3 института: эколого-агрономический, экономики, финансов и коммерции, заочного обучения и повышения квалификации. Подготовка специалистов ведётся по 30 специальностям. Среди них есть такие, что существуют десятилетия, а есть новые.

В последние годы большим успехом у абитуриентов и работодателей пользуются специальности землеустроительного профиля. Объяснить это просто: власти задались над вопросами, что есть земля в сфере имущественных отношений, что с ней делать и самое главное - как?

На факультете землеустройства и кадастра академия готовит студентов по четырём специальностям: землеустройство, городской кадастр, земельный кадастр, экономика и управление на предприятии (операции с недвижимым имуществом).

Пользуются популярностью специальности лесотехнического факультета: лесное дело, садово-парковое и ландшафтное строительство. Один из самых больших конкурсов в нашем вузе бывает на специальность "промышленное и гражданское строительство". Традиционно важными являются специальности животноводческого профиля - зооинженеры и ветеринарные врачи. Выпускники этих факультетов, как правило, идут у работодателей нарасхват. Наглядный показатель этого - общий конкурс в наш вуз (4,4 человека на место).

Но есть у нас, например, агрономический и агрохимический факультеты - сильнейшие в стране. До середины 80-х годов наш вуз готовил выпускников-агрохимиков для всего Советского Союза.

Но сегодня они оказалась невостребованными. Поэтому, к примеру, студенты агрохимики параллельно с основным образованием получают второе высшее. Как правило - экономическое. Также у них есть возможность приобрести квалификацию агроэколога, ученого-агронома по защите растений, плодоовощевода и другие. Закрыть эти факультеты, на наш взгляд, никак нельзя. Ведь рано или поздно ситуация в сельском хозяйстве изменится, село будет возрождаться. Мы в это верим.

Г. Володина (ПФ ГУ- ВшЭ):

- А стоит ли готовить специалистов, зная наверняка, что село их не возьмёт? Ведь государство вкладывает в их обучение немалые деньги!

С. Гриценко (ПГСХА):

- Вот здесь и возникает вопрос - кому за кем идти: образованию за обществом или обществу за образованием? Я считаю - второе. Да, сегодня конъюнктура рынка не на нашей стороне. Безусловно, более выгодно продавать нефть, газ, минеральные удобрения. Но проедим мы эти деньги, а дальше что? Кто-то должен думать о перспективе, в частности, о производстве сельхозпродукции и её переработке. Это ненормально, когда литр молока стоит дешевле литра кока-колы!

Светлана Никулина, студентка 3-го курса факультета экономики ПФ ГУ-ВШЭ:

- Почему бы не сделать молоко брэндом?!

Г. Володина (ПФ ГУ- ВшЭ):

- Или внести изменения в подготовку специалистов таким образом, чтобы работтодатели хотели их взять и соответствующим образом им платить.

С. Гриценко (ПГСХА):

- У нас постоянно открываются новые специальности. И, поверьте, они востребованы на рынке труда. Но не селом. Ещё раз подчеркну: есть текущий заказ, в том числе региональный, в том числе заказ рынка. И есть работа на перспективу. Я считаю, мы должны заниматься и тем, и другим.

А. Цаплин (ПГТУ):

- Мне кажется, очень важно, чтобы специалисты нового поколения владели технологиями мирового уровня. Скажем, у нас лесопромышленный край. А лес до сих пор валят дедовскими методами. Вместе с тем есть идея заготавливать лес с помощью аэростатов. Это позволило бы совершить настоящую революцию в лесозаготовительной отрасли. Почему бы уже сегодня не начать готовить специалистов с таким уклоном?!

С. Шепелева (ПГИИК):

- В Пермском государственном институте искусства и культуры две основные группы факультетов: художественно-творческого профиля и факультеты, ориентированные на подготовку специалистов и руководителей учреждений культуры и искусства.

В последнее время открыты новые специальности и специализации, в частности: "Искусство хореографа"; "Культурология" со специализациями "Культура массовых коммуникаций" и "Художественная культура"; в рамках специальности "Документоведение и ДОУ" введена специализация "Документирование деятельности кадровой службы (делопроизводство в кадровой службе)"; в рамках специальности "Прикладная информатика в СКС" - специализация "Мультимедийные технологии и WEB-дизайн" и др.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах