Примерное время чтения: 3 минуты
100

Барда собрала всех татар

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25 20/06/2007

Праздник окончания полевых работ - Барда-зиен - показал, что связь времён и поколений не прервана.

"Все - в Барду!" - так собирали на свой национальный праздник, прошедший в минувшие выходные в Бардымском районе, башкиры и татары. По сути, это и есть сабантуй - праздник плуга и борозды, день хлеборобов. Яркий, зрелищный, с традиционными конными скачками и борьбой куреш, Барда-зиен собрал многочисленных гостей из Татарстана, Башкирии и всего Пермского края.

- Мы всем рады, - говорит женщина в национальном платье, - праздник сабантуй уже давно стал не только татарским и башкирским праздником. У нас много гостей. В мой дом приехали друзья из Перми. К соседям вот - москвичи.

И, действительно, у славянских народов самыми тесными всегда были отношения с тюркскими народами. Хотя нам, русским, не особенно даётся язык татар. В этом смысле они даже полиглоты - с детства владеют двумя языками. Но, естественно, отдают предпочтение родному. Каждый знает: строчки из книг и слова песен ближе и милее, если звучат на родном языке.

Бросив компьютерные игры, молодёжь с неподдельным интересом участвовала во всех мероприятиях праздника - будь то бои на бревне, битьё горшков, перетягивание каната, бег с мешками или национальная борьба. Молодые батыры состязались на бойцовском ковре. Пожилые люди, как и положено мудрым главам рода, сражались на шахматном поле. Женщины угощали гостей блюдами национальной кухни. Дети выступали с народными танцами. И во всём участвовало три поколения бардымцев - дети, взрослые и старики. Эта такая нужная всем связь поколений, о которой мы часто спорим, в Барде не прерывается. Это-то и есть самый главный смысл праздника.

Несмотря на то, что некоторые политические партии и предприятия пытались превратить Барда-зиен в корпоративную вечеринку, праздник сохранил свой национальный колорит - не сдался, не перерос в светскую тусовку. Хотя большая часть татар уже предпочитают бейсболки своему национальному головному убору, и на базаре не было представлено народных промыслов - бойко шла торговля разве что китайскими товарами.

Но все эти мелочи не замечаешь, когда видишь раскинутые на поле гостеприимные шатры и слышишь песню. Во всём этом есть что-то древнее, как говорят, глубокая старина. Когда-то подобные празднества начинались с общих молений, а хлеборобы прокладывали первую борозду и сеяли. Конные же скачки обязательно проходили вокруг холма, что символизировало ход солнца по небосводу. Сейчас значение обрядовых действий, конечно, утрачено. Но связь времен по-прежнему чувствуешь. Особенно, когда над головой ветер бьёт полотна разноцветных флагов.

Под конец праздника из уст мудрого татарина я услышал притчу. Овце, которая постоянно убегает из стада, пастух ломает ногу. Но потом он носит её на плечах, с этого времени овечка всегда с пастухом. К чему эта притча? Наверное, к тому, что целый народ не должен убегать из своего Дома.

Всю неделю праздник сабантуй будет проходить в селах Бардымского района. Отметят его башкиры и татары, проживающие в Кунгурском, Берёзовском, Суксунском, Ординском, Уинском, Октябрьском и Чернушинском районах. А 23 июня праздник сабантуй пройдет на пермском ипподроме.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах