В конце октября в кунгурской средней школе N 10 закончилась финансовая проверка. Зоркое око работников КРУ усмотрело в действиях директора школы нарушения финансовой дисциплины. По мнению ревизоров, зарплата нескольких сотрудников учебного заведения была необоснованно завышена.
Сразу скажу, что криминала в действиях директора с очень школьной фамилией Циркуль не обнаружено. Не себе в карман складывал рубли уважаемый в городе человек. Да и сумма невелика. Но Валерию Циркулю предложено вернуть все переплаты в бюджет.
Сегодня он с ужасом думает о том, как объяснить своим подчинённым, что они получали слишком много. Что им необходимо в срочном порядке совершить обратную процедуру - достать деньги из кошелька и отдать их в кассу. У одной учительницы переплата за весь предыдущий год составила 2,5 тысячи. А средняя зарплата у неё 4 тысячи рублей. Но вернуть деньги придётся. Так требует закон.
Игра в одни ворота
Законы необходимы. Они являются краеугольным камнем любого цивилизованного общества, основой его безопасности и процветания.
Но только в том случае, если по одним и тем же законам живут все: начальники и подчинённые, олигархи и малоимущие, слуги народа и сам народ.
Увы, порой у законов появляются "любимчики". Они думают больше о себе, о той выгоде, что можно извлечь из близости к власти. И появляется огромный риск превращения краеугольного камня в камень на шее. Примеров тому достаточно. Взять тот же закон о местном самоуправлении.
Главы муниципалитетов получили право устанавливать заработную плату муниципальным служащим. Многие бюджетники надеялись, что их заработок увеличится хотя бы процентов на 10. За счёт местного бюджета, разумеется. И зарплаты выросли. Но не у врачей и учителей или культработников. А у глав муниципалитетов.
Что посеешь, то и пожнёшь
Учитель - одна из самых уважаемых профессий на Земле. К сожалению, в России она и одна из самых низкооплачиваемых.
Кунгурский лицей на особом счету. Здесь сеют разумное, доброе, вечное лучшие кадры городского народного образования. Сеют, как правило, на две ставки. Некоторые умудряются подрабатывать репетиторством. И при этом экономят буквально на всём. Чтобы выглядеть не хуже своих учеников.
Сколько же получает учитель высшей категории, а ниже в лицее, пожалуй, и нет, если он не рвёт жилы на двух ставках? Могу точно сказать, что нашему министру образования столько и не снилось. Целых 4 тысячи рублей. Некоторым юным лицеистам на карманные расходы больше выдают. Тот, кто рвёт жилы, набирая лишние часы, может заработать в два раза больше. А с репетиторством и все десять тысяч. При этом они получают так называемые лицейские проценты и надбавку за научную деятельность.
Но за всё надо платить. Жизнь "десятитысячника" превращается в кошмар, в бесконечную гонку по замкнутому кругу. Не жизнь, а работа с перерывом на сон. Подготовка к урокам, уроки, проверка тетрадей, составление планов, изучение методической литературы, заполнение дневников, педсоветы... Есть ещё классное руководство. За него доплачивают тысячу рублей. Но, по словам учителей, за эту тысячу надо составить столько отчётов, что пропадает всякое желание быть классной дамой.
Учитель физкультуры и профсоюзный лидер работников образования Кунгура Елена Белобородова - человек очень активный и упорный. За идею готова голову на плаху положить. Но и у неё опускаются руки.
В местном профсоюзе работников образования более 1,5 тысячи человек. И почти все они, по словам Елены Белобородовой, предпочитают не высовываться. Двухдневную забастовку, которую пытались организовать профсоюзы, педагоги не поддержали. Во-первых, не захотели терять заработок. Во-вторых, просто испугались. Или не поверили своему профсоюзу.
- Фактически наша зарплата снижается, катится вниз. Осчастливили 400 педагогов. Дали им по 100 тысяч рублей. А ведь нас по всей стране миллионы. Им-то ничего не дали. Мне кажется, что чиновники не понимают нас. Они живут в другом мире. В сентябре в Кунгуре побывал министр образования Пермского края. На вопрос, почему так медленно растут зарплаты учителей, он привёл пример того, как трудно живут доярки в одном из районов края. Они получают всего 1,5 тысячи рублей. В общем, нам дали понять, что с нашими доходами просто грех жаловаться.
Работа за символическую плату
В Пермском крае около 50 муниципальных образований. Со своими бюджетами, органами власти, социалкой и коммуналкой. Власть решает свои проблемы. Население - свои. А они у большинства граждан сводятся к одному - выжить! Это не преувеличение. Реальная картина жизни в глубинке весьма отличается от той, что видится из кабинетов высоких чиновников.
Зайдём в самый обычный кунгурский детский сад. Группы переполнены. Это норма. В Кунгуре "детсадовская" очередь немногим меньше двух тысяч человек. Несмотря на наличие своего педучилища, воспитатели в очереди на работу по профессии не стоят. Дипломированные специалисты направляют свои стопы куда угодно, только не в детские учреждения.
Объяснение такой нелюбви к своей специальности простое. Зарплата воспитателя даже после последнего широко разрекламированного увеличения настолько мала, что её и зарплатой назвать стыдно. Так, чисто символическое вознаграждение за воспитание подрастающего поколения. Поскольку молодые специалисты не хотят жить по принципу "власть делает вид, что платит, мы делаем вид, что работаем", в бой за счастливое детсадовское детство приходится вступать старой гвардии.
Галина Овчинникова отработала в системе дошкольного образования без малого
40 лет. Сейчас на пенсии. Заслужила целых 2400 рублей. Благо, что живёт в своём доме. Иначе бы пенсии едва хватило на оплату жилья и коммунальные платежи. А они в Кунгуре покруче, чем в краевом центре.
Невелика пенсия и у мужа. Чтобы жить, а не выживать, супруги всё лето держат кроликов, занимаются пчеловодством. Вкалывают от зари до зари. Зато зимой едят мясо и пьют чай с медком. А осенью Галина Илларионовна спешит в родной детсад.
- Я устраиваюсь обычно на половину ставки. Как специалист первой категории получаю около 2 тысяч рублей. Хорошо, здоровье позволяет работать и хозяйством заниматься. Иначе пришлось бы нищенствовать. У нас многие работают только потому, что не могут найти лучшего места, где платили бы больше. Садик маленький. Дети в основном из простых семей. Некоторые не едят рыбу, сыр. Они не знают, что это такое! Родителям их не по карману продуктовая роскошь.
Судя по зарплате, детям воспитателей рыба тоже в диковинку. Ведь в отличие от учителей, воспитатели не могут работать на двух ставках. Закон не разрешает. Вот и получается, что проще сидеть дома. Воспитывать одного, но своего ребёнка и получать от правительства Пермского края 2 тысячи. Но кто тогда будет работать в детсадах? А никто. Их можно закрыть. Если, конечно, у правительства хватит денег на всех детей детсадовского возраста.
Медицина бессильна
Люди в белых халатах переделали грустную шутку о себе. Помните: если человек очень хочет жить, то медицина бессильна. Сегодня в их устах она звучит так: если врач очень хочет лечить, то власть бессильна.
Особые усилия приходится прилагать молодым специалистам. Первое время они сидят на голых окладах. А они так же неприглядны, как и голая правда. Всего 3200 рублей.
Средняя зарплата врача с опытом колеблется от 8 до
10 тысяч. Не базовая ставка, а именно зарплата. Со всеми надбавками, доплатами за совмещение, расширение, ночные дежурства и так далее. Вот и хватаются медики за любую возможность наработать дополнительные часы. "Счастливчики" проводят в больнице по 300 часов в месяц. Понять их можно, но при такой нагрузке страдает качество лечения.
Кстати, средняя зарплата складывается с учётом
10-тысячной надбавки участковым терапевтам и 5-тысячной прибавки к жалованию их медсестёр. Совершенно случайно у меня оказался "квиток" врача-травматолога. Это тот редкий случай, когда человек работает на одну ставку. Со стажевыми, а он отработал около 30 лет, с доплатой за напряжённые условия труда травматолог заработал за месяц 4956 рублей.
Есть, конечно, в кунгурской медицине специалисты, зарабатывающие даже по
30 тысяч. Но их можно пересчитать по пальцам одной руки.
Младший медицинский персонал посажен на ставку в 3078 рублей. Если ситуация не изменится, скоро мы останемся без лаборантов и медсестёр.
Но хуже всего обстоят дела в культуре. Фразой "российская культура находится в загоне" сегодня никого не удивишь. Последняя прибавка в 4,5 процента мало что изменила в благосостоянии рядовых работников клубов. Я не говорю о заслуженных деятелях искусства, о чиновниках от культуры. Я говорю о той массе восьми-, десятиразрядников, на которых и держится провинциальная культура.
Моя хорошая знакомая отдала культуре 18 лет жизни. Но в тарифной сетке её умения и знания отмечены 8-м разрядом. Как результат - ну просто очень скромная зарплата в 2400 рублей. До прибавки она получала 2318 рублей.
- Как живёшь на эти копейки, - спросил я патриотку провинциальной культуры.
- Была помоложе, родители помогали. Теперь вся надежда на мужа.
На кого надеются все остальные бюджетники?