Сразу после новогодних праздников в Перми стартовал детский теннисный турнир Российского теннисного тура (РТТ). И, надо сказать, на кортах развернулась нешуточная борьба, поскольку мастерство прикамских теннисистов за прошедший год заметно выросло.
Сейчас наши юные спортсмены могут конкурировать с ребятами из регионов, занимающих лидирующие позиции в развитии этого вида спорта. О развитии детского тенниса мы беседуем с главным судьей большинства значимых теннисных турниров, проходящих в окружном центре, Александром Верещагой.
Добро пожаловать на корты!
- Александр Николаевич, долгое время считалось, что детского тенниса в Перми нет, и если кто и может позволить себе махать ракеткой, так это дети богатых родителей. Стал ли этот вид спорта более доступным?
- Знаете, в теннис начали играть дети учителей и врачей. Я думаю, одно это уже говорит о многом. Увеличилось и число занимающихся, сегодня счёт идёт уже на тысячи человек. Улучшаются условия, по крайней мере, теперь, после появления в Перми СК "Sпортхолл", спортсменам есть где тренироваться не только летом, но и зимой. Если 20 лет назад в городе было всего лишь два корта, то теперь их больше 50. Тренировки в массовых детских группах доступны многим, а ведущим спортсменам, которым требуются особые условия, помогает Федерация тенниса Пермского края, которая покрывает часть родительских расходов, например, полностью берёт на себя оплату аренды кортов (а это почти 50% затрат).
- Как вы оцениваете уровень развития тенниса в Перми в сравнении с другими регионами и странами Европы?
- Конечно, от Европы мы пока очень сильно отстаём, но зато очень опережаем себя же двадцатилетней давности. Я вырос в Калининграде, там теннис был просто на пике популярности, работало много секций... А какие там были тренеры! Конечно, после этого картина в Перми показалась более чем мрачной. Учитывая тематику вашего издания, приведу некоторые цифры. 20 лет назад в Пермской области было, по моим оценкам, не более двухсот человек, занимающихся теннисом. Сейчас - три-пять тысяч. Чтобы сравняться с Европой, это число должно возрасти до 90 тысяч. Бурный рост числа теннисистов напрямую связан с числом кортов, и этот рост произошёл за последний десяток лет, а это настраивает на оптимизм. Проблемы вовлечения детей в теннис уже практически не существует, сейчас более важными становятся вопросы по работе с кадрами. У нас пока совсем не отлажена система обучения тренеров. К примеру, ни у кого из действующих инструкторов нет высшего спортивного теннисного образования. Правда, и вузов, которые готовят тренеров по теннису, в стране раз-два, и обчёлся. Чтобы получить такое образование, пермякам надо ехать в Москву. Знаю, что в соседних Ижевске, Екатеринбурге, Уфе и Челябинске дипломированные тренеры есть. Впрочем, и у нас в городе имеются замечательные специалисты, которые готовят игроков очень высокого уровня. Это два Александра Михайловича: Пагин и Силкин, и Андрей Валерьевич Прокошин. Кстати, их ученики поступают учиться в спортивные вузы, но, насколько мне известно, специализации по теннису в этих вузах нет. Пока что большинство тренеров осваивает своё ремесло самостоятельно по книгам, некоторые посещают тренерские семинары, проходят стажировки в лучших теннисных академиях мира. Это, конечно, здорово, но это не заменяет высшего специального образования.
Сквозь сетку - к звёздам
- Любой детский массовый спорт немыслим без примеров для подражания. На кого равняются наши ребята?
- Сегодня у нас есть два мастера спорта, это 17-летние Юля Калабина и Илья Старков. Примерно на таком же уровне играют их ровесники Марина Мельникова и Женя Вертешева. Кстати, Калабина и Мельникова уже выступают в профессиональном женском теннисном туре и входят в первую тысячу лучших теннисисток мира. А это, поверьте, очень непросто. И пусть пока их номера в 6-й и 7-й сотне, но наши девушки ещё только начинают штурмовать теннисный олимп.
Если же говорить не об отдельных именах, а о сборной Пермского края (раньше в Перми можно было говорить только об отдельных личных достижениях спортсменов), то и здесь мы преуспели. В прошедшем году наша команда 12-летних мальчиков была допущена к финалу командного первенства страны, где участвовало всего 8 лучших сборных команд краёв и областей. Такого у нас раньше никогда не было. И ещё. Недавно на сайте Федерации тенниса России были опубликованы составы сборных команд страны по всем возрастам, и мне было приятно увидеть там, кроме Юли Калабиной, фамилию нашего 12-летнего Миши Коровина.
- Проводятся ли у нас соревнования с приглашением теннисистов из других областей?
- Отрадно, что у нас с недавнего времени стали проводиться турниры РТТ. Ведь домашние соревнования всегда плюс для спортсменов. Во-первых, это позволяет сократить расходы на выезды, во-вторых, рядом близкие люди, родители, тренеры. И конечно же участие в любых соревнованиях для спортсмена - это ещё и возможность повысить свой рейтинг. Что касается гостеприимства, то по регламенту РТТ мы должны принимать спортсменов из любой точки России. Действительно, география участников наших турниров, а их в прошлом году было 20, от Москвы до Новосибирска. Особенно полюбились наши турниры теннисистам из Екатеринбурга.
Теннисный наряд, как у Шараповой?
- Говоря о сокращении затрат, вы всё-таки отмечаете, что теннис, несмотря на то, что стал доступнее, все ещё сильно зависит от коммерции. Не тормозит ли это развитие детского спорта?
- Это мешает и помогает одновременно. Благодаря широким рекламным кампаниям, интересу спонсоров к этой сфере, теннисные баталии часто транслируются по телевизионным каналам, имена лучших спортсменов хорошо известны. Огромное количество фирм завалили мир разнообразным теннисным инвентарём. В моём детстве, например, ничего этого не было. Детская спортивная школа обеспечивала меня ракетками, мячами и спортивной формой. Моя ракетка соответствовала уровню моей игры, и я не помню случая, чтобы я или кто-нибудь из моих друзей по секции позволил бы себе швырнуть ракетку.
В то же время я не мог даже мечтать о такой ракетке, какой играл чемпион СССР Александр Метревели. Изредка в единственном в городе спортивном магазине можно было купить мячи производства ленинградской фабрики "Красный треугольник". Ракетки изготовлялись в эстонском городе Тарту, и найти для себя подходящую я мог либо в Москве, либо в Эстонии. Сейчас любой желающий может, не выезжая за пределы своего микрорайона, купить точно такую же ракетку, как у Федерера или теннисное платье, как у Шараповой, деньги требуются не такие уж большие. Это, конечно, хорошо. Плохо, что теперь часто можно видеть, как дети, беря пример с некоторых звёзд, кидают и ломают эти великолепные ракетки...