Примерное время чтения: 7 минут
147

Леонид Лурье: "Школу убивают бюрократы"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6 04/02/2009

Катастрофичным становится бюрократическое самодурство для российских школ. Об этом наш разговор с доктором педагогических наук, директором пермского лицея N 1 Леонидом Израилевичем Лурье.

Городские власти взялись искоренять поборы в образовании. В Перми прошли открытые телефонные линии - родители имели возможность пожаловаться на педагогов, вымогающих "благотворительные" взносы... Но в итоге мало что изменилось. Деньги с родителей в школах как брали, так и берут.

"Право быть спонсором надо заслужить!"

- А значит, проблема была поднята чиновниками поверхностно и провокационно. Да, в последние десять лет способ существования школы стал удивительным - родители беззастенчиво вовлекаются в "экономику образования" в качестве плательщиков. Суммы, которые запрашивают с родителей учебные заведения, сделались фантастическими...

Но как быть, если учредитель в лице департамента образования систематически не выполняет своих обязательств по материальному содержанию школ? (Проблема эта не только пермская, так происходит по всей стране.)

Между тем родитель в принципе не может выступать в качестве спонсора. Ведь если он заплатил деньги, то учитель, школа уже находятся в зависимости от него. А значит, его ребёнку должны быть выданы некие предпочтения - в явном или скрытом виде. Это глубоко нарушает равенство возможностей. Если ребёнок учится плохо, пользоваться "меценатской" помощью его семьи - шаг глубоко безнравственный. Право быть спонсором надо заслужить!

- Школы по-прежнему не получают должного финансирования. Как же относиться к громким заявлениям властей о том, что государственные деньги потекли в образовательную отрасль рекой?

- Справедливости ради надо отметить, что сделан огромный рывок вперёд: властные структуры взялись исправлять безнадёжно загубленную ситуацию, связанную с обеспечением школ. Ведь больше десяти лет в поддержание материальной базы учебных заведений не вкладывалось ни копейки! И то, что сейчас делается для спасения рушащихся школ в нашем крае, - можно сказать, предел возможного. Но и этого крайне мало. Да, в Перми есть программа "Новая школа". Учебные корпуса ремонтируются, но в очень ограниченном спектре: всего лишь выполняются предписания Роспотребнадзора и Госпожнадзора. Другие нужды образовательных учреждений не рассматриваются. Причём материальная база как-то укрепляется только у тех школ, которые выходят на лицензирование. Остальным приходится ждать по пять лет, когда дойдёт очередь до них.

- И без "спонсорской" помощи родителей никак не обойтись?

- Вопрос о "родительских поборах" следует решать иначе. Должна измениться роль управляющих советов школ. Такие органы могут серьёзно изменить ситуацию, если возьмутся контролировать финансы на поддержание школы и будут принуждать учредителя выполнять обязанности по содержанию учебных заведений.

Хотелось бы, чтобы финансовые потоки департамента образования были открытыми по всем статьям, особенно сейчас, когда заявляет о себе финансовый кризис. Для педагогов и родителей важно быть уверенными в том, что выделенные государством средства справедливо распределяются между всеми учебными заведениями. Пусть этих средств не хватает. Зато каждый родитель будет знать, что деньги распределены честно. И тогда появится хоть какое-то моральное оправдание родительскому пожертвованию.

"Спам" для бюрократа

- Не секрет, что директора школ изнывают от бесконечного бумаготворчества.

- Бюрократический бум в образовании - проблема, опять же, не краевого, а всероссий-ского масштаба. Поток бумаг, поступающий на имя директора школы, настолько обширен, что прочитать всю эту корреспонденцию физически невозможно. Реки информации, льющиеся из департамента образования, настолько полноводны, что школам вряд ли под силу с ними справиться. Компьютеры зависают, перегреваются...

- На ваш взгляд, какими должны быть антикризисные меры в образовании?

- Следовало бы многократно сократить финансирование системы управления образованием, усилив права и ответственность образовательных учреждений. Не нужны районо, которые лишь дублируют функции департамента образования. Бесполезны методические службы, состоящие из специалистов, далеких от живого течения учебного процесса. Но крайне важны центры инновационного опыта, которые могли бы привлекать высококлассных ученых-педагогов. Школы должны научиться объединять усилия, умело распоряжаться интеллектуальными ресурсами, экономить на материальных затратах.

- К сожалению, бездушно-бюрократической, травмирующей стала система оценки знаний школьников.

- Возникла трудность, обусловленная, казалось бы, разумной целью - получить объективные представления о знаниях детей. И вот введены ЕГЭ для выпускников, а также ЕМТ (единые муниципальные тесты) в первых, четвёртых, седьмых, девятых классах. Жизнь школы посвящена подготовке к этим тестам. Исчезла культурная среда, потому что движения души, искания преподавателя и ребёнка не находят выражения в тестовой шкале оценки знаний. Мы теряем образование как явление культуры. Обучение подменяется "натаскиванием", угадыванием правильных ответов. Тестирование вызывает различные нервные потрясения у детей, тормозит развитие ребёнка.

Чиновник - слуга или господин?

- Психолог одной из лучших гимназий города с горечью признался, что "продвинутые" школы предпочитают набирать детей с высоким уровнем интеллекта, но с низким уровнем творческих способностей. Ведь такие дети мыслят схематично, а потому набирают больше баллов при существующей системе оценки знаний. Творческие дети, которые мыслят шире, теряются, столкнувшись с тестовыми нелепостями...

- Всё то, что фиксируют тесты, вызывает разочарование и у родителей, и у педагогов. Распространённая ситуация: ребёнок хорошо ориентируется в реальной жизни и в учебном материале, а на тестировании показывает низкий результат. Потеря здесь на самом деле гораздо глубже: это потеря уверенности в себе. Полу-чается, ребёнку "подрезают крылья" ещё на старте.

Между тем Россия вступает в период совершенно уникальный, созидательный: становится полноценным участником Болонского процесса с 1 января 2010 года. И сколько же за год предстоит сделать!

- Это относится к признанию вузовских дипломов в той или иной стране. При чём здесь школы?

- На самом деле это процесс, кардинально меняющий всю систему образования. Он предполагает другую стыковку довузовского и вузовского образования. Мы учим детей 11 лет, а на Западе обучают 12-13 лет. Мы содержательно строим обучение не так, как в Европе. Если у нас будет единое образовательное пространство, то нужно создавать универсалии в обучении. Возникла уникальная возможность обозначить ценности российского образования, более точно понять успехи и недостатки западноевропейской образовательной системы.

- Действуют ли в Перми проекты международного образования - в связи с предстоящим вступлением в Болонский процесс?

- По инициативе мэра была разработана целевая программа по развитию международных форм образования.

Я предложил привлечь из стран СНГ десятиклассников, которые хотели бы связать свою жизнь с культурой России. Эти дети смогли бы получить отличное образование (в нашем городе такая возможность, несомненно, имеется), а их семьи воплотили бы свою мечту переехать в Россию. Затраты на образование школьников из стран СНГ - выгодное экономическое вложение. Мы нуждаемся в соотечественниках, которые смогут участвовать в укреплении научно-производственного потенциала нашего региона. Жаль, что мало кого сейчас волнует столь долгосрочная экономика.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах