Восемь лет назад он сделал гитару для Бориса Гребенщикова. Считает свою работу ремеслом и говорит, что делать гитары будет даже на необитаемом острове. В его мастерской, несмотря на пыль и вечные стружки, дышится легко. А сам он, несмотря на старую травму руки, сыграет на гитаре хоть Баха, хоть романс.
Короли рока и фанера
Владимир Сысоев:- Первую гитару я сделал, когда мне было пятнадцать. Мой старший брат как-то нашел на задворках дома старую гитару, худо-бедно её отремонтировал, привязал бантик… и ушел в армию. Она висела-висела, а я пристал к брату двоюродному, классному музыканту, чтобы он меня научил. Начал играть, а когда чему-то научился, стало не хватать возможностей инструмента. Захотелось хорошую гитару, но родители денег не давали. И я решил, раз не могу позволить купить, возьму, да и сделаю.
«АиФ-Прикамье»:- И со временем вышли на профессиональный уровень?
В.С.:- Профессиональные гитары я стал делать лет восемь назад. Вначале думал, что раз я уральский мастер, то буду делать гитары из уральских пород дерева. Но оказалось, что эти породы не годятся, нет звучания, резонанса. Нашу елку можно ставить только на верхнюю деку, да и то выборочно. В основном, нужны высокогорные породы, которые ветрами обдуваются. Поэтому стал делать из экзотических пород деревьев. Поехал в Москву за материалами, привёз палисандр, эбеновое дерево, красное дерево, сапели.
«АиФ-Прикамье»:- А кунгурская гитара из чего?
В.С.:- Березовая трехслойная фанера. К тому же они законы гитаростроения нарушают. Нельзя делать инструмент, прикручивая болтом гриф к корпусу. Настоящие мастера стараются как можно плотнее гриф вклеить в корпус так, чтобы не было никаких зазоров. А такие гитары всякое желание играть отбивают.
-«АиФ-Прикамье»: А что сформировало Ваш вкус?
В.С.:- Вкус к форме, правильному восприятию цвета, формы, чувство линии, что важно при создании гитары, мне привила художественная школа. А музыка для меня началась с Высоцкого. Потом одноклассники познакомили с Цоем. После был «Аквариум», ДДТ, «Алиса», «Наутилус»… Дальше «Битлз». После чего круг хорошей музыки замкнулся. Как говорил Гребенщиков: «Своим музыкальным образованием я считаю двадцатилетнее слушание хорошей музыки». У меня, наверное, также.
«АиФ-Прикамье»: -Борис Гребенщиков – отдельная глава вашей жизни…
В.С.:- Да, Гребенщиков, чудесный, светлый человек. Его многие называют гуру, а для меня он просто хороший друг. Правда, мы встречались с ним всего один раз. Я подарил ему гитару в знак своей многолетней любви. Мечта – сделать гитару и подарить ему – жила давно. Вначале я думал, что сделаю её из яблони, потому что он неравнодушен к «яблочной» теме. Но не получилось, потому что дерево оказалось неподходящим. Затем я нашел тик, считается, что под этим деревом Будда обрел просветление. Гитару сделал, свозил показать экспертам, а когда возвращался, то тяжелой дверью инструмент придавило, и гитара лопнула. Не судьба. А потом мне попал в руки платан. Сделал гитару из него, поехал в Питер, к местным мастерам. Стал расспрашивать, может, есть у кого контакты Гребенщикова. Так и вышел на арт-директора «Аквариума», тому идея с платаном понравилась. Через неделю мы встретились в Москве. Кстати, когда Гребенщиков в помещение зашёл, от него пошла такая мощная волна позитивной энергии, что я был просто удивлён.
Мечта мастера
«АиФ-Прикамье»: - С чего начинается процесс создания?
В.С.:- Это похоже на рождение ребенка. Начинается с зачатия – с мысли. Я же не поточные инструменты делаю, они все разные. Появляется идея – а почему бы не попробовать сделать вот так? Или вдруг попадается интересный материал, сразу чувствуется – каким будет инструмент, он в голове присутствует почти с самого начала. Работа с деревом похожа на владение самурайским мечом – ни одно лишнего движения. Срежешь лишнее – обратно не прилепишь. Порода дерева для гитары тоже выбирается в зависимости от человека. Поэтому мои гитары «похожи» на заказчика. А на весь процесс уходит от месяца до трех.
«АиФ-Прикамье»:- Вы ничего не говорите о вдохновении…
В.С.:- Вдохновение – не та вещь, которую надо откуда-то брать или ждать. Надо просто делать. Есть ремесло и всевышняя субстанция, из которой можно черпать хоть лопатой, хоть ковшом. Иногда я занимаюсь медитацией, сажусь на коврик и пытаюсь понять – кто я. Пока не понял. На самом деле, возиться с ножом и деревом куда интереснее, это моё, моя стихия. А вот хорошая гитара может вдохновлять сама по себе на творчество.
«АиФ-Прикамье»:- А бывает, что жалко отдавать гитару?
В.С.:- Нет, если в хорошие руки, то нисколько не жалко. Я в последнее время, когда гитару «провожаю», вкладываю инструкцию по применению и хранению. Потому что бывало, что приходилось ремонтировать инструмент. Из-за того, что обращаются неправильно, а хороший инструмент требует уважения к себе. У меня есть голубая мечта – поднять авторитет гитары. В советское время его уронили ниже плинтуса, инструменты стали дешевкой. Почему-то никто не ищет дешевых саксофонов, роялей или серебряную флейту. Не может нормальный инструмент стоить две тысячи рублей. Не в то русло пошло существование гитары. Кто сказал, что если ты научился трем аккордам, то уже умеешь играть на гитаре? Не хочу обидеть бардов, но почему мало кто из них хочет дальше двигаться? А еще больше людей развращают дешевые гитары, которые не звучат нормально. Из-за этого никто и не знает, что есть что-то лучше, и даже не стремятся узнать. Да, хорошая гитара – это недешево. Но по инструменту сразу видно, насколько человек уважает то, чем он занимается.
Инструкция по применению от Владимира Сысоева:
1. Не хранить инструмент возле батареи.
2. Следить за влажностью в помещении.
3. Следить за прогибом грифа.
4. Переносить в жестком кофре либо в полужестком теплом чехле.
Досье: Владимир Сысоев родился в 1974 году в Перми. Окончил художественную школу №1. Есть дочь и две кошки. Мечтает сделать гитару для Эрика Клэптона и Пако де Лусиа.